Учитель ИЗО и информатики


Домашняя
Новости школы
Наши учителя
Профильное обучение
Ученикам и родителям
Направления работы
Контакты
Наши традиции
Методическая копилка
Поисковая работа

МОУ СОШ № 19 г.Тюмени  СОУПРАВЛЕНИЕ  САМООБРАЗОВАНИЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО  СОТВОРЧЕСТВО

К вашему вниманию предлагаются  разработки уроков:

 "И в шляпке есть очарованье..."

«Цвет – основа живописи»

"Весенний пейзаж" (с применением компьютеров)

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область "Информатика".

 

Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд»

 Тема года: «Архитектура и дизайн в жизни человека» (8 класс)

 Тема четверти: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

 Тема урока: «И в шляпке есть очарованье…»

 Цель урока: Формирование художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

1.     Формирование нравственно- эмоциональной отзывчивости на прекрасное  в жизни и искусстве.

2.     Развитие художественного воображения и эстетического вкуса учащихся.

3.     Отработка навыков работы с бумагопластикой и составления композиции.

 Оборудование:

 Зрительный ряд: репродукции картин К.Брюллов «Всадница», Ренуар «Девушки в черном», И.Н.Крамской «Неизвестная»

Музыкальный ряд: Шуберт «Фортепианный квинтет» 3 часть «Скерцо» фрагмент, 4 часть «Тема с вариациями» фрагмент, симфония 4 «Минуэт».

Литературный ряд: высказывания известных людей о шляпах, Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

ТСО: магнитофон.

Материалы и инструменты: ватман 6 листов, клей ПВА-12 шт., степлер- 12 шт., ножницы-12 шт.

Задание: выполнение модели шляпы.

 План урока:

 1.     Организационный момент. Распределение по группам.

2.     Изложение нового материала. Мода и шляпы.

3.     Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная консультация педагога с детьми.

4.     Коллективный анализ работ.

5.     Итог урока. Эмоциональная оценка работы класса.

 Сценарий урока.

 (При входе в аудиторию, каждый учащийся выбирает карточку, где указан номер группы, в соответствии с ним проходят на рабочие места. Учитель одевает шляпку перед зеркалом под музыку…)

Учитель: «Шляпы могут доставать много радости и привести человека, особенно женщину в хорошее расположение духа. Кто иронически хмыкает, тот не имеет представление о важности этой маленькой вещицы…» Эти замечательные слова принадлежат известной актрисе Марлен Дитрих. И на самом деле шляпа- это способ общения человека с самим собой, она позволяет мгновенно преобразиться, почувствовать себя значительнее и прекраснее.

И цель нашего  занятия не только  выполнить модель шляпы, но выявить роль этой маленькой вещи в облике человека.

За многие тысячелетия человеческой истории головным уборам приходилось быть и предметами сугубо практическими, и шутовскими, и политическими. Их то возносили, то преследовали, а то надолго предавали забвению. (Взять указку)

Поистине золотой век шляп наступает в начале 19 в. (показ рисунков 1883 г.) Они навевали образ дамы изящной и воздушной. В это время и в Западной Европе, и в Росси: ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпки не выходили из дома. И в Тюмени были популярны шляпы, которые в основном украшались лентами и цветами.

Дамы в шляпах вдохновляли и многих выдающихся художников. Давайте обратимся к  репродукции картины Брюллова «Всадница». Ребята, как вы думаете, какой облик придает шляпа  этой героине?

Ученик: (предполагаемые ответы) Изящество, легкость, элегантность, грациозность.

Учитель: Действительно, умело подобранная шляпка способна сделать женщину неотразимой, передать ее настроение и даже характер. Это очаровательное свойство шляпы хорошо знали многие художники, один из них  французский художник Огюст Ренуар, написавший целую серию портретов хорошеньких женщин в милейших шляпках. Скажите, какое настроение передано Ренуаром у девушки в черном, изображенной на первом плане?

Ученик: Задумчивость, таинственность, скромность, задушевность.

Учитель: А как вы думаете, может ли влиять настроение на выбор цвета и фасона шляпы?

Ученик: Да, если ему грустно, то человек наденет шляпу темных тонов без особых украшений, а если у него хорошее настроение, возможно, шляпа будет светлых тонов.

Учитель: Ребята, а что можно сказать о характере и настроении  героини репродукции с картины Крамского «Неизвестная»?

Ученик: Таинственность, надменность, гордость, достоинство, изящность, грациозность, высокомерие.

Учитель: Однако, не только художники вдохновлял облик женщины в шляпке, но писатели и  поэты описывали своих героев в неотразимых головных уборах (звучит музыка, учитель берет книгу Митчелл «Унесенные ветром»). «Шляпка Скарлетт показалась самой прекрасной шляпкой на свете. Она была из темно-зеленой тафты, подбита бледно-зеленым муаром и завязывалась под подбородком такими же бледно-зелеными лентами шириной в ладонь. А вокруг полей этого творения моды кокетливыми завитками были уложены страусовые перья…

Скарлетт метнулась к зеркалу, надела шляпку, подобрала волосы так, чтобы видны были сережки, и завязала ленты под подбородком…

Она знала, что выглядит очаровательно. Она и вправду была прелестна, и в зеленых отсветах перьев и лент глаза ее сверкали, как два изумруда…

Она стояла и улыбалась своему отражению в зеркале. О, каких чудес может она натворить в этой шляпке!»

И в XX веке шляпа остается одним из важных атрибутов костюма. (показ рисунков 1912 г.)

 Среди наших современниц большой почитательницей шляп является королева- мать в Великобритании, которая просто не представляет себе выход в свет без головного убора, причем каждый раз нового. Неповторимый и обаятельный облик  российской актрисы Людмилы Гурченко невозможно представить без шляпки. А итальянская актриса Софи Лорен говорила: «Я питаю слабость к шляпам. Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны. Любая доставляет удовольствие. По-моему женщину в шляпке забыть нельзя».

И сегодня мы выполним модель шляпки. Это может быть женский вариант (показ модели) и мужской (показ модели). Перед вами заготовки будущих шляп, ваша задача состоит в том, чтобы самим придумать форму своей модели. Элементы украшения уже готовы. Вам необходимо найти им подходящее место на вашей модели. А лучшей группе модельеров будет вручен специальный приз. Если вопросов нет, приступаем к работе. (Звучит музыка. Учитель консультирует ребят).

Учитель: Прекрасно справились с работой. Молодцы! Я предлагаю одному из вас примерить и продемонстрировать модель. (Звучит музыка. Учитель называет номера групп, один учащийся выходит в шляпе, остальные ребята дают её описание. Если время недостаточно, то можно в качестве домашнего задания подумать над описанием шляпы).

А теперь немного посовещайтесь и поднимите номер карточки той модели, которая на ваш взгляд достойна специального приза. ( самой оригинальной шляпкой признана модель № …; каждая группа считает свою модель самой оригинальной, все получают призы) Дома подумайте какое настроение и характер вы передали в своих моделях.

Итак, ребята, я надеюсь, что на сегодняшнем занятии, вы поняли, что шляпа, как головной убор становится логическим завершением костюма и символом элегантности. У Ремарка есть фраза: «Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».

И на память я хочу вам подарить несколько эскизов шляп, на обратной стороне указаны адреса сайтов в Интернете, где вы можете больше узнать о шляпной моде. Спасибо всем за внимание, а ребятам за работу. А на память о сегодняшнем занятии оставьте мне свои впечатления в виде цветка. Красный - очень понравилось, желтый – понравилось, зеленый - понравились отдельные моменты. Приглашается группа номер 1,…

Литератур

1.     Буровик К.А. «Родословная вещей». -2 изд., перераб.-М.: Знание, 1991.

2.     Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды/ Авт.Я.Н.Нерсесов; Худож.А.А.Потапов, Л.Л.Сильянова; Под общ. ред. Е.М.Ивановой.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998.

3.     Роман-газета № 5-7, № 13-14 за 1993 Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

4.     Чудакова «Праздники для детей и взрослых».-М., 1998

5.     Мир профессий: Человек- художественный об.- М63 раз/ Сост. А.Смирнов; Предисл. В. Рябова, А.Смирнова.- М.: Мол. гвардия, 1987.

6.     «Дело в шляпе» Обращаться: http://www.iamik.ru

7.     «Столица шляпной моды находится в Чехии». Обращаться: http://www.prag.ru/news/news-171.html

8.     «Philip Treacy- шляпный король…» Обращаться : http://www.Intermoda.ru

9.     Выставка «Все дело в шляпе» Обращаться: http://www.family.ru

10. «События в мире моды головных уборов. История шляпы за триста лет в Третьяковской галерее» Обращаться: http://www/NEWS/ru

11. «Золотой век шляп». Электронная почта: e-mail:Aperea@mail.ru

к началу

 

Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема года:  «Изобразительное искусство в жизни человека» (6 класс)

Тема четверти: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

Тема урока: «Цвет – основа живописи»

Цель урока: Формирование художественной культуру как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

1.     Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

2.     Формирование художественной активности.

3.     Закрепить представление детей о цвете, познакомить учащихся с основами цветоведения.

Оборудование:

Зрительный ряд: репродукции картин художников:

Грабарь «Мартовский снег», «Груши»;

Петров-Водкин «Мать»;

Кустодиев «Праздник в деревне»;

Сарьян «Натюрморт»;

Матисс «Красные рыбки в банке»;

Борисов-Мусатов «Майские цветы»;

Сислей «Снег в Лувесьенне»;

Джон «Драгоценная книга».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Щелкунчик»

Литературный ряд: высказывания художников о цвете.

Дидактические пособия: таблицы: «Холодные и теплые цвета», «Основные и смешанные цвета», «Насыщенность цвета», «Контрастные цвета», таблица «Потускнения», на столах у учащихся цветовой круг.

ТСО: магнитофон.

Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна», «Страна золотого солнца» и т. д.).

 План урока:

1.     Подготовка детей к восприятию нового материала.

2.     Изложение нового материала.

3.     Анализ задания.

4.     Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа педагога с детьми.

5.     Коллективный анализ работ. Оценка за работу.

6.     Домашнее задание на наблюдательность.

7.     Итог урока. Эмоциональная оценка работы класса.

 Сценарий урока.

Учитель: «Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения».

Среди всех видов изобразительного искусства живопись пользуется наибольшей популярностью. Если произведения скульптуры представляют собой объемные тела, графики – большей частью черно-белые рисунки на листах бумаги, то живопись воплощает образы действительности в их красочном многообразии с помощью красок, наносимых на холст. Образы живописи очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя. Ей доступно воспроизведение на плоскости объема предметов, их материальной плотности, фактуры, глубины изображаемого пространства, эффектов освещения. Живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы.

Ребята, какие произведения живописи вы знаете? (показ таблиц с репродукциями)

Учитель: А какие средства выразительности в живописи использовали художники?

Ученик (возможные ответы): Характер мазка, композиция, теплые и холодные цвета, колорит.

Учитель: Итак, основные средства выразительности в живописи: цвет, фактура, колорит (открыть таблицу).

Сегодня на уроке мы подробнее разберем одно из средств выразительности в живописи - цвет.

Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя.

Какие цвета составляют радугу?

Ученик: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Учитель: Цвета радуги составляют спектр и их  можно расположить по кругу. Посмотрите, как это красиво! (цветовой круг лежит у учащихся на столах).

Цветовой круг делят на две части. Посмотрите, на какие части? (показ таблицы теплые и холодные цвета)

Ученик: Теплую и холодную.

Учитель: Назовите теплые цвета.

Ученик: Красный, желтый, оранжевый и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов.

Учитель: Перечислите  холодные  цвета.

Ученик: Синие, голубые, сине-зеленые, сине-фиолетовые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами.

Учитель: В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме, одни художники пишут красками теплого оттенка (Петров-Водкин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Грабарь).

Ребята, но есть такие цвета, которые не возможно получить при помощи смешивания каких-либо красок, и вы знаете их еще с начальной школы. Они называются…

Ученик: Основными – это желтый, синий, красный.

Учитель: Обратите внимание, что они располагаются в центре цветового круга и образуют треугольник. Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, условно называют смешанными или составными цветами. Они находятся в треугольнике, но дальше от центра. Какие это цвета?

Ученик: Оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Учитель: Одни художники  в своих работах используют преимущественно основные цвета, как Грабарь в работе «Груши», другие составные цвета – Кустодиев «Праздник в деревне».

Ребята, еще раз посмотрите внимательно на цветовой круг, если провести мысленно диаметр через середину желтого цвета, то противоположный конец диаметра пройдет через  середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета. Какой дополнительный цвет будет у красного?

Ученик: Зеленый.

Учитель: У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность, светлота. Можно сказать, что цветовой тон - это название цвета и зависит от его места в спектре. Натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность (показ таблиц).

Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, т.е. определить какой светлее, а какой темнее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду (показ таблиц).

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение (показ таблиц). На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Это явление называется контрастом по светлоте.

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это явление называется цветовой контраст, заключающемся в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов.

Посмотрите примеры цветового контраста (таблица). Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки.­­­­­­­­­­­­

Ребята, а теперь представьте, что вы оказались в сказочном царстве, это может быть царство Снежной королевы, Изумрудный город или Розовая страна. И вам предстоит рассказать нам о том, что вы увидели, кого встретили, но рассказать не просто словами, а при помощи красок, а самое главное, постараться применить те знания, которые вы сегодня получили на уроке.

Например,  как изобразить царство Снежной королевы. Какие цвета необходимы?

Ученик: Холодные.

Учитель: Не забывайте, что цвета можно смешивать с серым цветом. Это свойство цвета как называется?

Ученик: Насыщенность.

Учитель: Если вы хотите, чтобы цвет стал светлее, смешайте его с белилами. Это свойство цвета как называется?

Ученик: Светлота.

Учитель: Для выделения центра композиции используйте цветовой контраст.

Начните работу с фона, большой кисточкой (показ кисточки). Для более мелких деталей используйте кисточку меньше (показ кисточки). Не забывайте о соотношении количества воды и краски на кисти: густота мазка должна соответствовать густоте сметаны (показ учителя). Посмотрите, как можно соединить два цветовых пятна (показ учителя), при работе не нажимайте на кисточку.  Если вопросов нет, то приступайте к работе.

 За 5 минут до конца урока подвести итоги. Предложить учащимся самими выбрать самые лучшие работы (по рядам), вывесить на доске. Обсудить, выбрать лучшую, обосновать выбор.

Учитель: Посмотрите на выставку. Вы постарались. Молодцы! А домашнее задание – понаблюдать за рассветом и закатом. Конечно, это можно сделать сидя дома, смотря в окно. Вы будете смотреть на это удивительное зрелище  уже другими глазами - глазами художника.

А чтобы вы не забыли наш сегодняшний разговор. Возьмите на память памятку «Цвет – основа живописи».

Литература

 

1.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл., в 4 ч. ч. 2 Живопись.- Обнинск: Титул,1996

2.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл., в 4 ч. ч. 4 Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул,1996

3.     Живопись: Кн. Для учащихся/Сост. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов-Ж 67 М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995

4.     Энциклопедия художника-М.: Астрель, 2002

 

к началу

 

 

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека» (6класс)

Тема четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

 Тема урока: "Весенний пейзаж"

 Цель: Формирование художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

 Задачи:

1.                      Воспитание у детей любви и бережное отношение к родной природе.

2.                      Формирование художественной активности.

3.                      Закрепить представления детей о жанре пейзажа и умение передавать свое отношение к изображаемому. Дальнейшее формирование информационной культуры учащихся, работы с различными художественными материалами.

Оборудование:

 Зрительный ряд:  Презентация - Левитан «Весна. Большая вода»,  «Март», Бродская «Летняя ночь» и др.

Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года», Бетховен «Лунная соната»,

Дж. Гершвин Колыбельная из оперы «Порчи и Бесс», Э. Григ «Утро» из Первой Сюиты (из музыки к драме «Пер Гюнт»).Литературный ряд: стихи Ф.Тютчева, И.Бунина,  А Плещеева.

Дидактические пособия:

 ТСО: компьютерный класс,  мультимедиа проектор, музыкальный центр.

 Задание: создание пейзажа в графическом редакторе Paint и Photoshop, гуашью, в технике коллажа, работа с тестами на компьютере.

 План урока.

1.                      Повторение учебного материала о жанре пейзажа. Художники-пейзажисты. Законы линейной и воздушной перспективы.

2.                      Изложение нового материала.

3.                      Анализ задания.

4.                      Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа с детьми.

5.                      Итог. Эмоциональная оценка урока и работы класса.

 

Сценарий урока

(При входе в аудиторию, каждый учащийся выбирает карточку, где указан номер группы и вид деятельности: компьютерная графика, коллаж, живопись, работа с тестами и кроссвордами)

Учитель: Ребята  с помощью жребия определите группу, в которой будете работать в течение урока. Пожалуйста, проходите, садитесь.

Слайд 1

Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

         Сегодня, ребята мы создадим весенний пейзаж при помощи различных техник: одна группа будет работать в графическом редакторе, другая  - гуашью, третья группа создаст коллективную работу в технике коллажа, также  будет работать группа «Всезнаек», им предстоит отгадывать кроссворды и получить оценки за свои знания при помощи компьютера.

Но сначала, кто нам подскажет, какой жанр изобразительного искусства называется пейзажем?

Ученик: (предполагаемые ответы) Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы.

Учитель: А каких художников – пейзажистов вы знаете?

Ученик: Васильев, Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи, Поленов, Грабарь…

Учитель: Молодцы! Работая над пейзажем красками или на компьютере, применяются одни и те же законы. В рисовании пейзажа есть два основных закона - линейная и воздушная перспективы.

Слайд 2

Слово перспектива латинского языка, означает «ясно вижу».  А кто напомнит законы линейной перспективы?

Ученик: Смотря вдаль, мы видим, что удаленные предметы кажутся маленькими, а ближние – большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.

Слайд 3

Учитель: Чтобы пейзаж не выглядел плоским, используют закон воздушной перспективы. О чем говорится в этом законе?

Ученик: На переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми мелкими деталями, а на заднем – расплывчато. При рисовании переднего плана используются более яркие, контрастные цвета. При рисовании заднего плана цвет становится тусклее.

Учитель: Важно знать, что каждому времени года соответствует своя цветовая гамма.

Слайд 4

 

Звучит музыка Вивальди «Времена года» (весна)

 

Учитель:  Уж тает снег, бегут ручьи,

                 В окно повеяло весною…

                 Засвищут скоро соловьи,

                 И лес оденется листвою!

                 Чиста небесная лазурь.

                 Теплей и ярче солнце стало,

                 Пора метелей злых и бурь

                 Опять надолго миновала.

                                   А.Плещеев

        Весенние дни природы радует нас своим пробуждением.

Слайд 5

В памяти оживают прекрасные картины Левитана. Этот выдающийся русский художник – пейзажист навсегда вошел в историю мирового искусства. Он рисовал и писал природу красками во все сезоны, в разное время суток. Любил сумерки, лунный свет, но, прежде всего – солнце. Потому так увлекся весенними мотивами.

        Картина «Весна. Большая вода». Ребята, что изображено на картине?

Ученик: На картине изображено половодье, на первом плане лодка у берега. Березы стоят в воде.

Учитель: Пейзажи Левитана безлюдны. Но человек в них всегда как бы присутствует. Вот и здесь о нем напоминает прибившаяся к берегу, лодка да деревянные строения, что просматриваются вдали.

        Слайд 6

 А в картине «Март» греясь на солнышке, замерла от удовольствия лошадь. Стена дома золотиста, как янтарь. Оседает рыхлый голубоватый снег. А на одном из деревьев – скворечник. И эту весеннюю примету, художник тоже внес в полотно.

Слайд 7

        Этому времени года соответствует своя палитра красок. Какие цвета характерны для  весны?

Ученик:  Пастельные тона: кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, голубой, светло- желтого.

Учитель:  Обратите внимание, что весной  цвета легкие и прозрачные. Время суток выбираете сами.

Слайд 8

Ребята, как можно представить утро? Ответить на этот вопрос нам поможет  группа «Всезнаек».

Ученик: (Читает стихотворение Есенина. Звучит музыка Э.Грига «Утро» из Первой сюиты (из музыки к драме  к драме «пер Гюнт»)).

Ученик: Утро- время первого солнечного луча, пробуждения природы. Своеобразным утренним колоритом наполнено стихотворение С.Есенина:

           Из-за леса, леса темного,

           Подымалась красна зорюшка,

           Рассыпала ясной радугой

           Огоньки - лучи багровые.

            Загорались ярким пламенем.

           Сосны старые, могучие.

           Наряжали ветки хвойные

           В покрывала златотканые.

            А кругом роса жемчужная

           Отливала блестки алые,

            И над озером серебряным

            Камыши, склоняясь, шепталися.

 Учитель: Ребята,  какие цвета характерны для утреннего пейзажа.

Ученик: Утром цвета легкие, прозрачные много розовых, желтых оттенков.

Слайд 9

Учитель: К вечеру цвета изменяются. Внимательно послушайте стихотворение в исполнении Стаса Медведева  (выступает группа, работающая в технике коллажа.  Звучит музыка Дж. Гершвина Колыбельная из оперы «Порчи и Бесс»).

Ученик:

        Песок сыпучий по колени…

        Мы едем – поздно - меркнет день,

        И сосен, по дороге, тени

        Уже в одну слилися тень.

        Черней и чаще бор глубокий-

        Какие грустные места!

         Ночь хмурая, как зверь стоокий,

         Глядит из каждого куста!

                             Ф.Тютчев

Учитель: Так какими цветами богат вечер?

 Ученик: Вечер богат теплыми, землянистыми цветами.

Слайд 10

Учитель:  И наконец ночь (выступает группа, работающая с гуашью. Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»).

Ученик:

 

       Тихой ночью, поздним летом,

        Как на небе звезды рдеют,

        Как под сумрачным их светом

        Нивы дремлющие зреют…

        Усыпительно – безмолвны,

        Как блестят в тиши ночной

        Золотистые их волны,

        Убеленные луной…

                        Ф. Тютчев

Учитель: Скажите, можно ли изобразить ночь только черным цветом?

Ученик: Нет.

Учитель: Ночной пейзаж - это не черное бесцветие, а «переплетение» всех красок с черной, оживленных за счет лунного света…

И сегодня нам предстоит выполнить работы с весенним пейзажем. 

Слайд 11

Обратите внимание, что у каждого из вас свое задание. Ребята, работающие за компьютером, будут  выполнять пейзаж в виде витража, перед вами памятка, где указано местонахождения исходных файлов и все этапы работы.  София  работает в графическом редакторе Photoshop.

Группа «Всезнаек» работает за компьютером и отгадывает кроссворды, этапы работы перед вами.

Третья группа  выполнит коллаж.

Группа живописцев работает гуашью. А гуашь, это какой материал? (показ таблицы живописный и графический материал).

Ученик: Живописный.

Учитель: Правильно! Сначала пройдитесь большой кисточкой по фону, а когда подсохнет, тоненькой кисточкой проработайте первый план.

  Если вопросов нет, приступаем к работе, а если они появятся, поднимите руку. (Если дети быстро справились с работой – у каждого в памятке дан дополнительный вариант, готовые работы вывешиваются детьми).

 

Звучит музыка Вивальди «Времена года»

 

Учитель: Итак, ребята, наши пейзажи готовы. И группа «Всезнаек» нас не подвела, получили пятерки. Прекрасно справились с работой, получились именно весенние пейзажи, смогли показать разные части суток. А чем они вам понравились? (Далее подвести детей к выводам: правильность использования художественного материала, выразительность работ, композиция, выделение главного, цветовая гамма и т.п.).

Учитель: Ребята, если бы у нас с вами было больше времени, мы бы освоили другие графические редакторы, такие, например как Adobe Photoshop. Посмотрите работы учащихся нашей школы (показ 5-6 работ в презентации).

Учитель: А домашнее задание - понаблюдать, как пробуждается природа от зимней спячки. А что бы вы смогли зарисовать, что увидите, на память я вам дарю точилки, чтобы всегда ваши карандаши были готовы к работе.

Спасибо всем за внимание, а ребятам за работу. А мне на память о сегодняшнем занятии оставьте  свои впечатления в виде волшебного дерева. Светло- зеленый - очень понравилось, желтый – понравилось, голубой - понравились отдельные моменты. Приглашается первая  группа «Всезнаек»…

Литература

 

1.                             Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.- Ярославль:,1997

2.                             Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989

3.                             Энциклопедия художника- М.: Астрель, 2002

4.                             Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. Мн.: Современный литератор,2002

5.                             Алехин А.Д. Когда начинается художник: кн. для учащихся.- М.: Просвещение, владос,1994

6.                             Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч Ч 2 Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996

 

Мальцева Елена

Симонова Лиза

Фомин Матвей

Климова Наташа

 Вы можете познакомиться с программой по "Компьютерной графике" и творческими работами детей

назад


Домашняя Новости школы | Наши учителя | Профильное обучение | Ученикам и родителям Направления работы Контакты | Наши традиции | Методическая копилка Поисковая работа

Сайт управляется системой uCoz