Формирование  социально ответственной личности в воспитательной системе школы


Домашняя
Новости школы
Наши учителя
Профильное обучение
Ученикам и родителям
Направления работы
Контакты
Наши традиции
Методическая копилка
Поисковая работа

МОУ СОШ № 19 г.Тюмени  СОУПРАВЛЕНИЕ  САМООБРАЗОВАНИЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО  СОТВОРЧЕСТВО

Социальная  зрелость - объективно  необходимый  этап  развития  личности,  который  характеризуется  достижением  самостоятельного  социального положения  человека.  Анализ общества  свидетельствует, что уровень современного школьного образования в последнее десятилетие неуклонно снижается. Школа не справляется со своей социализирующей функцией – обеспечить подрастающие поколения необходимой ориентировкой и средствами самоопределения в трудовой, социальной, политической и экономической жизни. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.  Мы понимаем,  что выпускники школы должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя, оптимальной адаптации и активности в  обществе, быть физически и психически здоровыми, поэтому целью  нашего образовательного  учреждения  стало: «Обеспечение непрерывного развития личности школьника посредством самовыражения, самоопределения. Для реализации цели,   в первую очередь,  мы методически подготовили и вооружили  необходимыми знаниями педагогов.

Вопросы воспитательного процесса рассматриваются на педагогических советах, совещаниях, учительских планёрках, МО классных руководителей.  Методическая работа с классными руководителями осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к педагогам. Используются диагностические карты для изучения воспитательной работы классных руководителей  и классных коллективов.

По результатам исследования диагностической программы педагогической культуры учителя установлено, что высокий уровень педагогической культуры имеют 87,5% педагогов, средний уровень – 12,5%. Изучение профессиональных ориентиров

педагогов в сфере воспитания в нашей школе показал, что

 

Описание ситуаций школьной жизни.

Как на самом деле? Оцените реальную ситуацию в вашей школе.

1. Атмосфера в нашем коллективе благоприятствует тому, чтобы каждый педагог мог высказывать  свое мнение.

80%

6. У нас считают, что важнее выпустить из школы человека порядочного.

75%

7. Важнейшие внеучебные дела в нашей школе готовятся самими школьниками.

70%

8. У нас принято проводить анализ прошедших общешкольных дел в профессиональном сообществе педагогов.

80%

9. Педагоги нашей школы имеют схожие представления о целях и средствах воспитания.

67,5%

11. Педагоги нашей школы считают, что в детском творчестве важнее его самостоятельность, чем качество его результатов.

70%

14. У нас принято проводить анализ прошедших общешкольных дел вместе со школьниками.

67,5%

15. Мнение большинства педагогов нашей школы таково: результаты контрольных работ, зачетов, экзаменов не могут быть важнее ценностных ориентаций школьников.

67,5%

 

 

 

 

 

 

 

Средняя степень приверженности педагогического коллектива гуманистическим принципам воспитания.

 Теоретическая и практическая  подготовка педагогов способствовала созданию воспитательной системы школы.

В школе создана воспитательная система,  которая реализуется в рамках  программы  «Здоровое поколение в 21 век»,  по которой коллектив школы работает уже четвёртый год. Она состоит из пяти подпрограмм: « Трудные дети»,  «В мире прекрасного», «Мы одна семья –педагог, родитель, я», «Здоровье», «Я патриот России».

 Цель программы: Создание в школе  единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является здоровая, социально ответственная  личность каждого ребёнка.

 

Качества личности обучающихся, заложенные в модели выпускника школы,  позволяют сформировать банк данных методик, позволяющие видеть результаты нашей воспитательной системы в формировании социально активной личности:  «Методика для изучения социализированности личности учащихся» (М.И. Рожков ); «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (М.И. Рожков); «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреевым)4 «Методика изучения удовлетворённости родителей образовательным учреждением» (Е.Н. Степанов)  и др.

 Скругленный прямоугольник: Воспитательная система
школы
Скругленный прямоугольник: морально – психологический климат
Скругленный прямоугольник: внеклассная воспитательная работа
Скругленный прямоугольник: внешкольная воспитательная работа
Скругленный прямоугольник: внеурочная ( внеучебная )
деятельность
Скругленный прямоугольник: работа в микрорайоне
Скругленный прямоугольник: воспитание
в процессе обучения
 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

  

 

 

Скругленный прямоугольник: работа с родителями, общественностью
Скругленный прямоугольник: дополнительная ( кружковая ) работа

 В работе школы выделены приоритетные направления: здоровье учащихся, работа с семьёй, развитие интеллектуально- нравственных качеств.  Хорошо понимая, что воспитательная система – это обязательно открытая  система, мы пришли к убеждению, что необходимо создать воспитательное пространство, которое возникает только в результате совместных усилий различных общественных сил. Прежде всего, педагогов, ибо они инициируют эту интегрирующую, конструктивную деятельность.

 Воспитательная работа строится по периодам, традиционно мы выделяем четыре периода: «Коллектив, школа, я» - первая четверть, «Россия. Культура,  я»- вторая четверть, «Интеллект, творчество, я»- третья четверть, «Семья,  здоровье, я»- четвёртая четверть.  В  течение каждого периода в школе проходит множество различных конкурсов, мероприятий,  встреч, презентаций, КТД, спортивных встреч.

Школе  принадлежит  ведущая  роль  во  взаимодействии  с  социальной  средой,  поэтому  мы  постоянно  выявляем  воспитательный  потенциал  окружения,  создаём  единую  воспитательную  среду.  Такая  технология  управления  позволяет  видеть  все  объекты  и  всех  субъектов  образовательного  процесса,  видеть  динамику  развития  школы  в  целом.  Школа  накопила  немалый  опыт  установления  связей  с  внешней  средой,  корректировки  и  его  развития.  Целенаправленно  выстроена   школьная  система  внешних  связей:  с  различными клубами,   с  общественностью,  предприятиями,  с  туристическими  фирмами,  со  средствами  массовой  информации,  с  вузами,  колледжами, театрами, музеями.

 Карту связи с разными социальными объектами. С этого года школа стала центром воспитательной работы в микрорайоне.

Школьники продолжают ежегодно осуществлять шефство над ветеранами войны в  микрорайоне (28),  ветеранами педагогического труда (36)., над детским домом с. Успенка, над госпиталем для ветеранов, санаторием «Красная гвоздика», детским садом № 74.  Несколько раз в год ученики – шефы поздравляют пожилых людей с разными праздниками: День пожилых, День учителя, Новый год, День Победы, День защитника Отечества, 8 марта, день рождения и др.  Для ветеранов ребята готовят подарки, поздравления, концерты, оказывают посильную помощь. Средства для поздравления ветеранов учащиеся собирают самостоятельно, а для этого проводят ярмарку детской выпечки (раз в четверть). В прошлом учебном году было собрано более 10 тысяч рублей; организуют неделю добра – собирают игрушки, книги, одежду, аккуратно и красиво упаковывают и дарят детям детского дома.

Обязательным считается – ежемесячное посещение театров, музеев или выездов на экскурсию. В течение всего года   наши школьники посещают  классические музыкальные концерты филармонии по приобретённым абонементам: педагоги, ветераны, учащиеся и их родители.

Чтобы личность полноценно развивалась, необходимо ей предоставить свободу, самостоятельность, удовлетворить её интересы, потребности. Для этого во внутришкольном воспитательно – образовательном пространстве организуется широкий выбор уровня образования, а также широкий спектр занятий, дополнительных услуг.

 Огромное значение для социального  становления  личности школьника отводится  дополнительному  образованию, которое в нашей школе  имеет художественно – эстетическую направленность и ставит своей целью развитие личности средствами искусства. В прошлые годы в школе работало более 30 кружков и секций, но в связи с оптимизацией педагогических кадров их число сократилось:  в 2005-2006 учебном  году работало всего лишь  4 кружка,  в этом году в школе  работают  6 кружков: три бесплатных кружка и три платных. 

 Для того, чтобы сохранить систему дополнительного образования в данных условиях,  необходимо было продумать новые формы работы. В связи с этим и было принято решение разнообразить внеурочную деятельность учащихся.

В настоящее время в  системе дополнительного образования предусматривается два направления: внешкольное и внеурочное. Внеурочное дополнительное образование учащихся осуществляется в школе через элективные курсы, платные дополнительные услуги по основным предметам и развивающие: «ФОП», «ИЗО», «Компьютерная графика», «АБВГДЕЙКА»; а также через различные образовательные мероприятия ( конкурсы, олимпиады, экскурсии, лекции, концерты и т. д.).

В прошлом  учебном году в школе работало всего лишь 4 кружка: оркестр русских народных инструментов, ансамбль балалаечников  (Семёнов П.А.), хор, вокальная группа  (Семёнова Е.В.). Всего в этих кружках занималось – 145  (23%)  учащихся, это на 700 учащихся меньше, чем в прошлые годы.

 

 Динамика занятости учащихся в бесплатных кружках

в  МОУ СОШ №19

 

2001-2002 г 2002-2003 г 2003-2004 г 2004-2005 г 2005 -2006 г
328 531 730 943 145(95)

 

 

На платной дополнительной основе учащимся были предложены 3 кружка художественно – эстетического направления: «Художественное творчество» (Хлопунова М.П.); «Гитара» (Семёнов П.А.), «Фортепьяно» (Семёнова Е.В.); в них занимались 20 учащихся;

2 кружка спортивного направления: «ФОП» (Дерешев В.Ю.); «Сильные, смелые, ловкие» (Устинова И.И.). В кружках спортивного направления занимались 75 учащихся. Кроме платных  кружков  эстетического направления для учащихся были предложены платные дополнительные услуги образовательного характера: подготовка к ЕГЭ по основным предметам и  др. Всего  таких кружков в школе было 18, в которых занималось 476 учащихся.

 

Динамика занятости обучающихся во внеурочное время

Учебный год

школьные кружки, дополнительные услуги

Внешкольные учреждения дополнительного образования

2004-2005 г

943

130

2005-2006 г

145 (405)

178

Несмотря на меньшее количество часов, отведённое на проведение бесплатных кружков,  в этом учебном году следует отметить большую результативность работы эстетически – досугового центра «Вдохновение»: кружок «Художественное творчество» (Хлопунова М.П.)  приняло участие 58 работ на 8 больше в сравнении с прошлым годом, заняли 48 призовых мест на одно место больше, чем в прошлом году.  Учащиеся оркестра русских народных инструментов

«Тюменец» (Семёнов П. А.) приняли участие в 16 конкурсах,  это на 5 больше, чем в прошлом году, заняли 10 призовых мест, на 3 больше в сравнении с

прошлым годом. Учащиеся хора (Семёнова Е.В.) приняли участие в 16

конкурсах, трёх областных, двух городских.

Результативность работы изостудии «Юный художник»  (рук.Хлопунова М.П.

 Результативность работы оркестра народных инструментов      (рук. Семёнов П.А.)

 

Хор, вокальная группа (рук. Семёнова Е.В.)

 

 Активными были в прошлом  учебном году учащиеся спортивных кружков: «ФОП» (Дерешев В.Ю., Федоровский Б.Т.),  «Сильные, смелые, ловкие» (Устинова И.И.), и  хотя их было всего два, но ребята принимали участие практически во всех городских соревнованиях. 

 В течение прошлого   учебного  года педагоги провели более 20 различных соревнований: «Весёлые старты» (6,7,8 классы), кросс «Золотая осень» (1-11 кл.), первенство школы по мини – футболу ( 7-9 кл.), по баскетболу (5.6.7,8,9, 10,11 кл.), по пионерболу, по волейболу (9,10,11 кл.). Соревнования по футболу ( 8-9 кл.),  дни здоровья, соревнования  по ОБЖ, товарищеские встречи по волейболу ( учителя,  учащиеся, родители), соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Сборные команды школы в прошлом году приняли участие в районных, городских соревнованиях: по мини- футболу (3 место), по баскетболу (2 место), по пожарно – прикладному (1 место), греко – римской борьбе (2 место), городской спартакиаде (17 место). Можно отметить, что в этом году улучшились показатели школы в спортивных соревнованиях города, естественно, благодаря настойчивой работе учителей физкультуры (Федоровского Б.Т., Дерешева В.Ю.).

Ещё существует  очень хорошая традиция в школе – это проведение спортивных дружеских встреч между командами родителей,  учащихся и педагогов. Такие соревнования проходят почти ежемесячно,  в прошлом учебном году на  такую встречу, мы приглашали педагогов школы №35. Такие мероприятия способствуют сплочению всех участников образовательного учреждения.

 Результативность работы спортивных кружков

  

внеурочная деятельность призвана создать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса, удовлетворить разнообразные интересы учащихся, лежащие вне учебной деятельности, развивать уверенность подростка в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение, предоставить учащихся дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в положительной деятельности.

Формированию социально ответственной личности школьника во многом способствует деятельность органов самоуправления, которая в нашей школе с каждым годом становится всё более заметной и активной.

 

В  течение  нескольких   лет  в  школе работает орган ученического самоуправления – это   совет  старшеклассников «Ювента».  Сферами деятельности самоуправления в школе  являются: спорт, досуг, шефство, статистика, дисциплина и порядок, учеба,  пресс-центр, милосердие.    Четвёртый  год среди классных коллективов проводится конкурс «Класс года». Лидеры (старосты) классных коллективов раз в четверть отчитываются о проделанной работе по 10 направлениям: дисциплина, занятость учащихся, КТД, участие в конкурсах, спортивных соревнованиях, экскурсиях и т.д.  Итоги  подводятся  между  классами  трёх  ступеней  обучения:  младшего,  среднего,  старшего. 

У каждого класса  оформляются  портфолио,   в которые  заносятся  успехи классного коллектива, благодаря таким портфолио классные коллективы составляют летописи своего классного коллектива.  Итоги данного конкурса подводятся членами Управляющего совета, а награждение происходит на  Последнем звонке. Самым ярким днём для ученического самоуправления является день самоуправления, День учителя,  школьный КВН и др.

 

классы

2003- 2004 г.

2004 -2005 г.

2005-2006 г.

I место

II

место

III

место

I

место

II

место

III

место

I

место

II

место

III

место

1-4 кл.

2а,2б

5-8 кл.

8в,8а

7в,7б

9-11 кл.

10б

11а

11б

10б

10б

11б

11а

С каждым годом возрастает уровень классных коллективов, сформированность общешкольного коллектива.

 Сравнивая результаты  уровня развития самоуправления в ученических  коллективах  за два года можно отметить, что  заметны улучшения в  классных коллективах.

  В  школе средний уровень развития самоуправления.

 1. Уровень ученического самоуправления

8 классы 7 классы
6 классы  
 

                                   

Оптимальной адаптации в окружающем социуме во многом способствует трудозанятость учащихся в летний период.

  С каждым годом увеличивается охват учащихся формами трудозанятости в летний период.

 Охват учащихся формами трудозанятости в летний период по МОУ СОШ №19

 

Благодаря насыщенной внеклассной работе и занятости учащихся во внеурочное время  ежегодно снижается  количество учащихся «группы р

 

 В целях профилактической работы мы опираемся на помощь центра «Мария», студентов юридического института, центра «Милосердие».

 Сохранить систему дополнительного образования в данных условиях необходимо было продумать новые формы работы. В связи с этим было принято решение разнообразить внеурочную деятельность учащихся.

Ежегодно увеличивается количество учащихся,  принявших участие в олимпиадах,  конкурсах.

   Внеклассная работа  в нашей школе  насыщена интересными формами работы: КВНы, турниры, спортивные мероприятия, конкурсы по предметам, литературные гостиные,  интеллектуальные игры, путешествия по станциям и т.д.  В школе сложилась система проведения школьных олимпиад, система подготовки одарённых детей к городским олимпиадам, конкурсам, к участию в научно – практической конференции.

Педагоги дополнительного образования работают в тесной взаимосвязи с учителями и классными руководителями.

 Нравственно – духовное, творческое развитие природной индивидуальности,  кроме наших школьных кружков,  осуществляется в учреждениях дополнительного образования города: клуб «Дорожник», ДК «Геолог», дворец спорта (аэробика, дзюдо, греко- римская борьба, каратэ, бодибилдинг, гимнастика, хоккей, ушу, плавание, гимнастика,  айкидо, бокс -89 детей;  танцы, музыкальная школа, художественная – 26, компьютер, вышивание, фитнес,  и др.. )  Всего занималось  вне школы 178 учащихся в кружках разных направлений.

 Развитие социально активной личности направлено на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде, а это выражается в том, чтобы решать задачи социальной адаптации и социальной автономизации.

Благодаря насыщенной внеклассной и внеурочной работе в школе ежегодно повышается уровень социальной адаптированности учащихся, у большинства коллективов он выше 50% процентов,  а средний уровень по школе составляет – 63%..

Уровень социальной адаптированности

 

 Автономность

 Хочется отметить, что в школе уделяется большое внимание воспитанию гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей, развитию самостоятельности и активности учащихся.

В связи с разнообразной внеурочной занятостью учащихся ежегодно в школе повышается  и уровень удовлетворённости учащихся школьною жизнью.

Общая удовлетворённость учащихся.

 

 В целом, по уровню удовлетворенности учащихся ежегодно  возрастают  многие  показатели, связанные с  комфортностью  пребывания  в  школе:

Я считаю, что в школе созданы все условия для развития моих способностей. Я иду в школу с радостью.

 

 

 

 

 

В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе.  
 

 Успешность воспитательного процесса в развитии социально активной личности во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.  Родители наряду со своими детьми принимают всё большее участие в организации учебно – воспитательного процесса.

Увеличилась степень участия родителей в организации учебно – воспитательного процесса:

 

в проведении внеурочной работы – 16% ) в сравнении с прошлым годом 9%);

в работе комиссий самоуправления -21 (14);

Родители с каждым годом всё больше занимают активную позицию: участвуют в работе совета общественности, Управляющего Совета,  организовывают рейды по проверке занятости учащихся в вечернее время в нашем микрорайоне, оказывают помощь многодетным семьям и малообеспеченным, участвуют в организации и проведении классных и школьных мероприятий, проводят награждения лучших учеников школы ( конкурс «Ученик года», конкурс «Класс года»), творческих и талантливых детей ( конкурс «Фестиваль талантов», «»КВН») и др.

Традицией является проведение в школе праздника Дня семьи, КВН между родителями, учащимися и педагогами, общешкольная родительская конференция.

Уровень удовлетворённости родителей учебным заведением  увеличивается  каждый год.

 

 

Выводы:  В  школе  очень  много  различных  традиций,  которые  из  года  в  год  увеличиваются,  а  это  только  благодаря  поддержке  и  заинтересованности  классных  руководителей, родителей,  администрации,  самих учащихся. (  ярмарка  детской  выпечки,  конкурсы  чтецов,  конкурс «Класс  года»,  конкурсы  «А  ну-ка,  девушки»,  «А  ну-ка,  мальчики»,  день  самоуправления, День семьи, КВН, спартакиады, КТД, недели добра и др.). Успешно стал проходить фестиваль национальных культур, в котором принимают учащиеся с 1-11 класса.

Всё это создаёт благоприятные условия для повышения социальной активности  большинства учащихся, воспитанию их нравственности.

 

Социальная активность

Нравственность
Вся образовательная  система школы,  в конечном счёте влияет на
Уровень воспитанности выпускников школы
Любовь к своему Отечеству, забота об общем благе. Интернационализм.
Готовность прийти на помощь. Успешность в учении и самообразовании.
Здоровый образ жизни. Целеустремлённость в самоопределении.
Чувство собственного достоинства.

 

 

 Интеграция общего и дополнительного образования влияет и на успешность самоопределения  выпускников школы. Благодаря целенаправленной совместной учебной и внеурочной деятельности у выпускников  формируются определённые социальная позиция и социальная ответственность,  которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

При распределении выпускников в нашей школе также  наметились определённые изменения:

Поступили в Вузы Поступили в Сузы, техникумы.
Поступили в 10-й класс Перевелись из другой школы

С каждым годом увеличивается количество учащихся неполной школы, продолживших обучение в основной школе  и количество выпускников, поступающих в Вузы,  всё это  свидетельствует о новом подходе к обучению  школьников и о качественной подготовке наших выпускников педагогами школы.

 

Выводы:  Опыт работы нашей  школы показывает, что  успешное решение проблемы интеграции учебно – познавательной и дополнительной внеурочной деятельности способствует тому, что между учениками и учителями складываются отношения взаимной заинтересованности в достижении успеха, создаются более благоприятные условия для самореализации личности и ученика, и учителя. Отношения сотрудничества между педагогами и школьниками становятся важнейшим фактором развития мотивации учащихся к учебной деятельности.  В школе в прошлом году и в этом  - ведётся  немало бесплатных  кружков и секций, поэтому и численность учащихся, занимающихся в кружках и секциях значительно меньше, чем в прошлые годы. 

В связи с приобретением статуса «Школа – центр  воспитательной работы»  мы начали отрабатывать  модель взаимодействия с социально культурными учреждениями  в микрорайоне, формировать мониторинг результативности воспитательной системы в ОУ.  Нам в этом году  предстоит наработать опыт работы координирующего совета, формировать высокий уровень образованности и творческого развития личности,  продолжать  работать над снижением уровня правонарушений, а самое главное, сохранять  и укреплять здоровье, усиливать  положительное  воздействие школы на жизнь микросоциума.

 

Выводы: несмотря на многие положительные моменты социализации личности учащихся в нашей школе проблемы остаются: воспитание любви и уважения к своему Отечеству, отношения к учёбе.   К сожалению, в последние два года вновь воспитание уходит на второй план, главное предпочтение отдаётся учёбе, тем не менее нужно не забывать, что воспитывает всё: обстановка, урок, микроклимат, взаимоотношения, конкретные дела.

 

назад


Домашняя Новости школы | Наши учителя | Профильное обучение | Ученикам и родителям Направления работы Контакты | Наши традиции | Методическая копилка Поисковая работа

Сайт управляется системой uCoz