Учитель  музыки Семенова Е.В.


Домашняя
Новости школы
Наши учителя
Профильное обучение
Ученикам и родителям
Направления работы
Контакты
Наши традиции
Методическая копилка
Поисковая работа

МОУ СОШ № 19 г.Тюмени  СОУПРАВЛЕНИЕ  САМООБРАЗОВАНИЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО  СОТВОРЧЕСТВО

5 КЛАСС  2 ЧЕТВЕРТЬ  5 УРОК

ТЕМА: Глинка : «Музыка- душа моя» 

 Цель: На основе имеющегося у детей  жизненного опыта и образно-эмоциональных представлений воспитывать способности художественного восприятия окружающего мира.

 Задачи:

1.     Формировать у учащихся представление о связи трех искусств: литературы, музыки, живописи.

2.     Знакомить с творчеством великого Глинки. Путешествие в сказочный мир оперы.

3.     Воспитывать патриотические чувства по средствам приобщения детей к искусству.

 Оборудование: магнитофон, проигрыватель, магнитные записи, пластинки.

 План урока.

1.     «Бьют часы на башне» попевка – канон (разучивание).

2.     «У лукоморья» попевка (слушание).

3.     Фрагмент арии Ивана Сусанина(слушание).

4.     Романс «Я помню чудное мгновенье…» музыка Глинки, слова Пушкина.

5.     «Эхо» песенка игра (разучивание).

6.     Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (слушание).

7.     «Хорошо бы» музыка Л.Лядовой слова М. Пляцковского. (исполнение).

 

Ход урока.

Приветствие.

Учитель: Сегодня у нас урок – путешествие. Мы отправимся в прошлое. На чем это можно сделать?

Ученик: На машине времени.

Учитель: Машина у каждого будет своя, а вот где мы можем увидеть время?

Ученик: На часах.

 Учитель: Какие часы вы знаете?

Ученик: Песочные, водяные, электронные,…

Учитель: Как будут называться часы на башне? (башенные)

А на стене (стенные).

Учитель: Я даже знаю песенку про часы. «Бьют часы на башне» (разучивание, исполнение каноном).

Учитель: В каком времени может звучать вот эта мелодия (звучит попевка «У лукоморья»)

Ученик: Это 19 век в то время жили Пушкин, Грибоедов, Мусоргский  Глинка

Учитель: Ещё один музыкальный пример 19 века

            Мелодия арии Сусанина  (можно спеть)

Ученик: Эта музыка Михаила Ивановича Глинки, ария Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин». 

(стук в дверь, входит ученик, одетый на старинный манер в цилиндре, который исполняет роль известного композитора Глинки).

Глинка: Кто меня здесь вспоминает? Проходил я мимо, слышу – музыка моя звучит, потом и фамилию называют, вот и решил зайти.

Учитель: Проходите, пожалуйста, Михаил Иванович. Будьте нашим почетным гостем.

Глинка: Давно мне не приходилось быть в таком приятном обществе. Как здесь много детей. Какой класс! (оглядывает помещение) и у нас такие бывали.

Учитель: Михаил Иванович, присаживайтесь. Ученики этого класса знают некоторые факты вашей биографии.

Глинка: С большим удовольствием послушаю.

Ученик: (готовится дома) Расположенное на живописном берегу неширокой Десны в окружении дремучих лесов, родное Новоспасское имело для Глинки особую притягательность. Здесь он родился, здесь провел первые 13 лет своей жизни. Сюда приезжал всегда, когда чувствовал потребность отдохнуть. Здесь он испытывал свои первые музыкальные впечатления, запомнившиеся на всю жизнь. Самыми яркими из них были народные песни. Их пели дворовые люди, крестьяне и няня Авдотья Ивановна. Её Глинка мог часами слушать как зачарованный.

Глинка: Может быть эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что в последствии я стал преимущественно увлекаться народной русской музыкой (эти слова он говорит на фоне звучания русской народной песни).

Учитель: Большое влияние оказал на будущего музыканта его дядя (фонограмма танцевальной музыки  в исполнении симфонического оркестра).Глинка: Да… у моего дяди Афанасия Андреевича Глинки был симфонический оркестр. Дядя им очень гордился. Часто приезжал  с ним в Новоспасское. Играли музыканты классическую музыку, народные песни и модные танцы – экосезы, кадрили и вальсы.

Учитель: Недолго маленький Миша был просто слушателем. Во время танцев  он стал пристраиваться к музыкантам и подыгрывать им на маленькой флейте или скрипочке.

Глинка: Отец часто гневался на меня, что я не танцую и оставляю гостей, но при первой возможности я снова возвращался к оркестру. Во время ужина обыкновенно играли русские песни (фонограмма русской народной песни в инструментальном исполнении). Эти грустно – нежные, но вполне доступные для меня звуки мне чрезвычайно нравились.

Учитель: В детстве музыка так потрясала Мишу, что он всякий раз оставался по нескольку дней в каком-то лихорадочном возбуждении и «был погружен в неизъяснимое, томительное состояние…» и когда однажды учитель догадавшись о причине, пожурил его за рассеянность, мальчик ответил со вздохом: «Что ж делать? Музыка – душа моя».

Учитель:

Мелодии: та хороша, а эта – и  прелестна…,

Наверно, музыка – душа,

Чем нам и интересна!

Её дыхание в крови,

Чтоб грудь не задыхалась!

Её страдания – в любви

А мысль – молчанье пауз.

И я завидовал не раз

Бегущим быстро пальцам

Когда они с тобою нас

Одаривали вальсом…

Когда б я мог, когда б я мог!

Та чаша не испита

И сердце съежилось в комок,

Всё музыкой облито.

В.Семернин

Ученик: В становление Глинки как музыканта большую роль сыграло общение с выдающимися людьми своего времени. Часто бывая в салоне известной польской пианистки Марии Шимановской, он играл романсы и пел приятным баритоном. Все присутствовавшие с удовольствием слушали. Во время таких вечеров происходило общение Глинки с писателями и поэтами: Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Дельвигом (слушаем романс «Я помню чудное мгновение…»).

Глинка: Поэтические  и музыкальные выступления часто заканчивались игрой, например (задумывается) в фанты.

Учитель: А давайте и мы сейчас покажем игру «Эхо» ( рассказать условие игры, за ошибку – отдают фант).

1 ряд хлопает в ладоши (тихо).

2 ряд хлопает по плечам.

3 ряд хлопает по коленям.

По окончании игры отдавшие фанты выполняют задания  Глинки:

1.                 прочитать четверостишье А.С.Пушкина;

2.                 назвать сказки Пушкина;

3.                 назвать имя няни Пушкина;

4.                 перечислить героев поэмы «Руслан и Людмила»;

5.                 что это за музыка (увертюра к опере «Руслан и Людмила»);

6.                 что такое опера?

7.                 что такое увертюра?

Глинка: Молодцы, порадовали, много знаете. Кстати. Первую мысль об опере «Руслан и Людмила» я получил на одном из вечеров Василия Андреевича Жуковского. Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила» сказал, что он многое бы переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки прелагает сделать, но преждевременная кончина не допустила меня исполнить это намерение.

Учитель: Михаил Иванович – вас называют отцом русской оперы, а можете ли вы познакомить нас со своим детищем?

Глинка: С удовольствием! Итак, друзья, вперед! Оперный театр гостеприимно распахнет для вас свои двери. Наше путешествие начинается! (звучит увертюра «Руслан и Людмила»)

 На доске 6 макетов дверей с надписями:

1.     оперное либретто;

2.     отдел увертюры;

3.     оперный речитатив;

4.     отдел оперного хора;

5.     отдел балета;

6.     отдел оперной постановки.

 Подходим к первой двери. Здесь отдел оперного либретто, что такое либретто?

Ученик: Это изложение сюжета и всех высказываний героев. Небольшая книжечка.

Учитель: Либретто для оперы «Руслан и Людмила» сочинил талантливый поэт Ширков, хотя некоторые сцены написаны другими авторами и даже самим Михаилом Ивановичем. Композитору принадлежит сценарный план оперы и главная её идея – идея мощи Руси, ее несокрушимость в борьбе с врагом. Это идея утверждается уже в увертюре.

Открываем следующую дверь – отдел увертюры. Что такое увертюра?

Ученик: Вступление к опере, балету, кинофильму.

Учитель: У доски разложены карточки с названиями частей, тем увертюры. Кто может эти названия расположить правильно?

 Вступление                       

Главная тема                     Экспозиция

Побочная тема

 Разработка

Реприза (повторение)

Кода (конец)

 (Дать объяснение некоторым терминам)

Слушаем фрагмент увертюры в исполнении оркестра народных инструментов.

Учитель: Что звучало? (увертюра)

Увертюра к какому произведению? (к опере «Руслан и Людмила)

 Глинка: Пора спешить! Ненадолго откроем следующую дверь - оперный речитатив.

Речитатив в переводе декламация, чтение вслух, но в оперном речитативе герои разговаривают на распев.

Открываем следующую дверь – отдел оперного хора.

 Есть в опере действующие лица без собственных имен. Имена их собирательные: войско, крестьяне, народ и т.д. Собирательный многоликий герой в опере поет хором. Хор может быть с главными  героями в полном согласии, поддерживать их во всем, а может и вступать с ними в конфликт (хор волшебных дев II действие).

Следующий отдел – балет, обеспечивает оперу, если требуется по ходу действия, танцами, что очень её украшает.

Учитель: А как называется музыкальный спектакль, где все герои только танцуют?

Ученик: Балет.

Учитель: Открываем последнюю дверь – отдел оперной постановки. С кем мы здесь можем встретиться?

Ученик: Здесь как во всяком театре художник – рисует декорации, режиссер – ставит спектакль, гример – гримирует артистов, костюмер – готовит костюмы, осветитель – распоряжается светом, машинист сцены – проверяет механику, пожарный – следит за противопожарной безопасностью, композитор отвечает за успех или неудачу оперы.

Учитель: Опера «Руслан и Людмила» явилась для русской музыки новой, ещё невиданной до того времени вершиной, а для Глинки источником страдания. Царь Николай I и его монаршее семейство ушли с премьеры не дождавшись окончания и этим дали сигнал к травле композитора. Брат царя вместо гауптвахты (наказания) посылал провинившихся офицеров на представление. Знать (богатые) считала хорошим тоном плохо отзываться о Глинке и его опере. Все это причиняло страдания композитору. Но больше всего удручала безнадежность, беспросветность в будущем, на которую он был обречен. Радовало только то, передовые русские люди, демократически настроенная художественная интилегенция с восторгом встретили оперу. Одоевский не раз выступал в печати с высокой оценкой своего гениального современника. Одной из  главной статей он закончил страстным призывом: «О, верьте мне! На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша гордость, ваша слава… Берегите его! Он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетии».

Ещё один пример восторженного отношения к музыке. После премьеры его первой оперы было написано коллективное стихотворение Виельгорским, Вяземским, Пушкиным и Жуковским. Каждому автору принадлежит по строфе.

(Звучит «Канон в честь Глинки» фрагмент)

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

 Веселися, Русь! Наш Глинка

Уж не глинка, а фарфор.

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

 Учитель: Но пора наше путешествие заканчивать. Время неумолимо идет вперед (звучит тиканье часов). Песни пели и в прошлое время и сейчас мы без них не обходимся. Для Михаила Ивановича давайте исполним современную песню «Хорошо бы».

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы встретились с русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой (его роль сыграл ученик). Познакомились с его творчеством и биографией. Побывали в опере и вернулись в настоящее время.

 Литература.

1.     В.Семернин Стихотворение.

2.     Канон в честь Глинки.

3.     Третьякова Л.С. Русская музыка 19 века. Книга для учащихся ст. классов. М., «Просвещение», 1976.

4.     Русская музыкальная литература. Выпуск II. Издание 5-е. Издательство «Музыка» Ленинград, 1978.

5.     Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. М.: «Аквариум», 1997.

6.     Популярная энциклопедия Всё о музыке. Кейт Спенс. БЕЛФАКС, 1996.

 назад


Домашняя Новости школы | Наши учителя | Профильное обучение | Ученикам и родителям Направления работы Контакты | Наши традиции | Методическая копилка Поисковая работа

Сайт управляется системой uCoz