Спортивная работа


Домашняя
Новости школы
Наши учителя
Профильное обучение
Ученикам и родителям
Направления работы
Контакты
Наши традиции
Методическая копилка
Поисковая работа

МОУ СОШ № 19 г.Тюмени  СОУПРАВЛЕНИЕ  САМООБРАЗОВАНИЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО  СОТВОРЧЕСТВО

Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся (презентация)
Валеологическая направленность образовательного процесса (презентация)

 

Программа "Дорога к доброму здоровью"

 

Здоровье - это искусство, а искусству надо учиться…

Авторы программы: Казанцева Н.Н

Санникова Н.А.

Пояснительная записка

            В уставе Всемирной организации здравоохранения   говориться, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения. Повсеместно в Российской Федерации  резко ухудшается здоровье детского населения, особенно школьников. По материалам съезда педиатров здоровые дети из общего числа  школьников составляют не более 2,3 %.  Школьное образование усугубляет нарушение физического и психического здоровья ребенка,  в результате 90 % выпускников школ имеют хронические заболевания, ограничивающие возможности продолжения дальнейшего образования, службы в армии, внедрения в культурный и трудовой социум.

           Важно отметить роль  окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 %факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70% времени) школьники проводят в стенах школы.
          Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

       Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.
         В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, возникла необходимость  разработать специальную комплексную  программу «Дорога к доброму здоровью», предусматривающую:

·                               целенаправленную систематическую работу по укреплению здоровья в триаде: учитель - ученик - родитель;

·                               деятельность школы во взаимосвязи с учреждениями здравоохранения, cпорта, культуры, с общественными организациями так или иначе работающими в области охраны и укрепления здоровья;

·                               улучшение санитарно-гигиенических условий школы, социально-психологического климата в коллективе;

·                               введение личностно-ориентированного подхода в преподавание учебных дисциплин.

 Цель программы: формирование здоровой школьной среды через создание единой образовательно-оздоровительной системы укрепления здоровья учащихся.

Задачи программы:

1.     Обеспечить формирование мотивации:

Учащихся Учителей Родителей
- к стремлению заботиться о своём здоровье; - к валеологизации учебно - воспитательного процесса; - на совместную деятельность по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительной работы
- к умению вести здоровый образ жизни. - к освоению здоровьесберагающих технологий в учебном процессе;  
  - на деятельность по сохранности своего здоровья  

2.     Построить диагностическую систему отслеживания уровня состояния здоровья детей в форме мониторинга.

3.     Организовать методическую поддержку педагогам в реализации цели программы и в  овладении здоровьесберегающими технологиями

4.     Установить эффективные пути контакта с медицинскими службами округа и города:

-для организации лечебно - профилактической работы, а также мероприятий по немедикаментозной терапии в школе;

-для профилактической работы по решению проблем наркомании, курения и алкоголизма.

5. Выстроить диагностическую систему отслеживания состояния здоровья в форме мониторинга, целью которого является:

  • изучить состояние здоровья учащихся начальной школы (по группам здоровья и заболеваниям )
  • отследить занятость учащихся начальных классов в спортивных секциях

 

Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.     Закон РФ « Об образовании»

2.     Новые санитарно-эпидемиологические правила и  нормативы для школ Сан ПиН 2.4.2. 1178-02 от 28 ноября 2002 г. №44 (введённые в действие с 1 сентября 2003 г.). утвержденные совместным постановлением  Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

3.     Устав МОУСОШ № 19.

4.     Федеральный закон “О санитарно-гигиеническом благополучии населения” от 30.03.1999 № 52-ФЗ.

5.     Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков СанПиН 2.4.6.664-97 от 04.04.1997.

6.     Национальный проект «Здоровье».

Основные принципы построения программы.

1.     Принцип научности, ненанесения вреда – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья,  научно обоснованными  и практически апробированными методиками.

2.     принцип комплексности и интегрированности -  решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

3.     принцип непрерывности и  преемственности – учет разноуровнего развития и состояния здоровья, проведение работы не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке,

4.     принцип демократичности – все проводимые мероприятия, направленные на укрепление здоровья, осуществляются независимо от возраста, социального статуса, учёт возрастно-половых особенностей учащихся.

5.     принцип последовательности – постепенный переход от простого к сложному

6.     принцип результативности (контроля за результатами) - отслеживание, мониторинг и  анализ результатов.

7.     Принцип учёта регионально-климатических особенностей.

 

     Модель программы.

 

1.обеспечение безопасной и здоровой  школьной среды

2.образование детей в сфере здоровья

3. физическое воспитание

4.школьное питание

5. медицинская служба школы

6. социально - психологическая служба

7. образование в области здоровья работников школы и родителей

8.вовлечение родителей и общественности в работу по обеспечению здоровья детей

    Направления деятельности

Организация учебно-воспитательного процесса

Организация питания учащихся (завтрак, экспресс-завтрак, обед, буфетная продукция).

Осуществление здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Оздоровление детей школы и округа (летний и зимний оздоровительный лагерь).

Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.

Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.

Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.

  Мониторинг заболеваний

Работа логопедической и психологической службы

Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами

Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами детской поликлиники,  школьным психологом, СОК  «Дорожник», Областным физкультурно-оздоровительным центром и др.

 

Формы взаимодействия:

  • ежегодные профилактические медицинские обследования учащихся;
  • “круглые столы”, диспуты, беседы, классные часы;
  • консультации;
  • тренинги;
  • информационно-методическое обеспечение.

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Предстоит организовать работу по следующим направлениям:

  • формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
  • организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
  • организация деятельности Родительского клуба;
  • групповые и индивидуальные беседы и консультации.

 

Механизм реализации программы.

  Программа включает:

I этап: Организационный период;

2005-2006 учебный год

Цель:

  • Создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.

Задачи:

  • Приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
  • Проведение тематического семинара для педагогов по основам здоровьесберегающих технологий.
  • Обеспечение работы спортзала во внеурочное время.
  • Организация работы классных руководителей по программе.

II этап: Основной период

2006 – 2009 учебный год

Цель:

  • Формирование здоровьесберегающей среды школы.

Задачи:

  • Организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся.
  • Организация и проведение профилактической работы с родителями.
  • Организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды.

III этап: Заключительный период

2009 -2100 учебный год

Цель:

Переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.

Задачи:

  • Организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы.
  • Анализ проделанной работы;
  • Отработка системы мониторинга уровня здоровья учащихся школы.
  • Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
  • Сбор рекомендаций.

 

 Обеспечение реализации основных направлений программы

4.1. Техническое и кадровое обеспечение

1

Приобретение необходимого оборудования:

— медицинского (фитоаэроионизатор, люстры Чижев­ского, витафон, тубус-кварц);

— спортивного (малые тренажеры, мячи, сухой бассейн) и др.

директор  МОУ

Зам. зав. по АХР

2

Осуществление ремонта:

—игровых площадок,         

- спортивных залов

директор МОУ

 Зам. зав. по АХР

3

Оборудование:

— прогулочной площадки; стадиона

—зала ЛФК

директор МОУ

 Зам. зав. по АХР

4

Пополнение помещений нестандартными пособиями: — объемными модулями;

— чудо - ковриками ;

— зрительно-телесными тренажерами (В.Ф. Базарного)

директор МОУ

Зам. зав. по АХР

Воспитатели

5

Введение дополнительных услуг:

— спортивной борьбы;

—ЛФК;

— занимательной психологии                                    

Зам.  по УВР

 Специалисты

6

Открытие Родительского клуба

Зам.  по УВР

7

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в МОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в МОУ)

Зам. зав. по АХР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

 

1.

Разработка программы оздоровления и осуществление контроля над выполнением оздоровительных мероприятий, физичким и нервно-психическим развитием детей  

Казанцева Н.Н., Санникова Н.А.

Администрация МОУ СОШ №19

2

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих мето­дик в УВП

Казанцева Н.Н., Санникова Н.А.

Администрация МОУ СОШ №19

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:

 — сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева;

— энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепелицина;

— учебная гимнастика П. Деннисона;

— психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного;

— вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева;

— Спецзакаливание А.Уманской;

— лечебные игры Галанова;

 — театр физического развития и оздоровления Н. Ефименко

Казанцева Н.Н.

Санникова Н.А

Семенова Е.Н.

Кл. руководители 

4

Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики детей по возрастным группам

Зам.  по УВР

5

Проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отды­ха детей (вве­дение дней радости, физминуток, гибкий график занятий, динамические часы)

Зам.  по УВР

6

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни класса, Кодекс чести педагога, классные уголки здоровья)

Администрация МОУСОШ №19,

Кл. руководители

7

Введение специальных занятий (час здоровья , ритмика)

Специалисты,

Кл. руководители

8

Организация работы с родителями по проблеме сохране­ния и укрепления здоровья детей (оформление информационного уголка для родителей, проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта, «телефон доверия»)

 Казанцева Н.Н

Санникова Н.А.

Кл. руководители

9

Налаживание тесного контакта с медикоксихологическими и социальными службами города

Администрация МОУСОШ №19

 

10

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Администрация МОУСОШ №19

Кл. руководители

11

Участие в эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий в МОУСОШ №19

Администрация МОУСОШ №19

Кл. руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадровое обеспечение

         Группа

                         Функции

 

           Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Распределение объектов и сфер управления.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение коррективов

Администрация МОУСОШ №19

Консультативная научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность

Администрация МОУСОШ №19

Педагог-психолог

Медсестра школы

Педагоги школы

Осуществление программы в учебно-воспитательной работе с классом.

Организация здоровьесберегающей деятельности в системе самоуправления школы

 Проведение КТД.

Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Кл. руководители

Учителя-предметники

Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы

Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам.

Проведение консультаций, тренингов.

Участие в мероприятиях школы

Врачи детской поликлиники

специалисты

 

Ожидаемые результаты

Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.

Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации и учителей.

Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.

   Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

  Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

  Увеличение охвата горячим питанием до 70 процентов школьников (без учета буфетной продукции)

 

            Соревнования между классами

В школе  организуются соревнования между классами, итоги которого подводятся в системе и отражаются на экране «Знай наших».

Критерии соревнования:

q                    Самый организованный (выполнение всех законов школы);

q                    Самый творческий (подготовка и участие в КТД);

q                    Самый спортивный (участие в спортивных мероприятиях);

q                    Самый созидающий (чистота и порядок в классе).

В соревнованиях участвуют все классы

 

 

План работы.

Берегите здоровье друг друга,
У природы мы малая часть.
Вы кому-то ответили грубо  –
Чью-то жизнь сократили сейчас.

Андрей Дементьев.

План работы

Литература, кто проводит

1. Ознакомление и закрепление правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности.

На уроках окружающего мира, физической культуры, классных часах и часах здоровья провести беседы: (примерные темы)

а) Почему нельзя не проветривать классную комнату?
б) Почему нельзя ходить без сменной обуви в школе?
в) Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?
г) Почему нельзя гулять без зонта под дождем?
д) Почему нельзя есть снег?
е) Почему нельзя выбрасывать мусор на отдыхе?
е) Личная гигиена школьника.
ж) Значение питания. Гигиена питания.
з) Правильная осанка. Береги здоровье смолоду.
и) Три шага к здоровью. Роль закаливания организма в предупреждении заболевания.
к) Профилактика вредных привычек. Курить  –   здоровью вредить.

Энциклопедия “Младший школьник” Н.Я.Дмитриева “Естествознание”

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме учебного дня:

1. Утренняя гимнастика на уроках.

Учитель физкультуры и учителя

2. Физкультминутки на уроках.

Учителя

3. Подвижные перемены (подвижные игры).

Учителя, учитель физвоспитания.

4. Уроки физкультуры  –   основное звено в цепочке оздоровления учащегося.

Учителя.

5. Проветривание классных комнат.

Учителя.

6. Работа спортивной секции для младших школьников

Учитель физвоспитания.

7. Проведение недель здоровья 

Учитель физвоспитания,  учителя.

8. Профилактика и коррекция нарушения зрения  –  офтальмотренажеры

Учителя.

9. Организация учебных занятий в режиме динамических поз , предложить установить в кабинетах

(нач. классов) конторки

Журнал “Н.Ш.” № 6, с. 90, № 11, с. 96.

Метод Базарного В.Ф. (технология раскрепощенного развития детей)

10. Питание учащихся.

Директор, родители, учителя.

3. Ароматерапия.

1 .В классах выращивать герань (снимает неуверенность в себе), хлорофитум (хорошо очищает воздух), кактус (нейтрализует радиоактивность) и др.

Учителя.

2. Во время эпидемии гриппа в кабинетах следить за наличием свеженарезанного лука (чеснока).

Родители, дежурные в классе, мед. работник.

3. В школьном буфете организовать приготовление  чая с шиповником и другие фиточаи (во время эпидемии гриппа).

Учителя, работники столовой, мед. работник.

4. Витаминизация детей (закупить витамин “С” и ежедневно давать детям).

Родители, учитель, мед. работник.

 

Реализация плана работы   по здоровьеукрепляющему режиму школы.

 

План работы

Срок

1. Провести совещание всех заинтересованных лиц (директора, учителей начальных классов, учителя физвоспитания,) по ознакомлению с планом работы.

Октябрь

2. Ознакомление с планом работы членов МО учителей начальных классов и призвать их к претворению его в жизнь.

Октябрь

3. Провести общее родительское собрание учащихся младших классов, на котором ознакомить родителей с планом работы "Здоровье детей  –  залог успешного обучения".

Октябрь  –  ноябрь

4. Начать работу по плану в системе.

 

5. Провести практические занятия с учителями; рекомендовать необходимую литературу

а) Зарядка до уроков (комплекс общеразвивающих упражнений)
б) физкультпаузы на уроках
в) подвижные игры на большой перемене.

г) динамический час

Ноябрь  –  май

6. Подвести итог работы:

на конец 2-й четвери
на конец 3-й четверти
на конец учебного года

По мере необходимости

Сравнить количество пропусков по болезни в этом году с прошлым учебным годом.

 

Провести мониторинг

октябрь,   январь,

май

Основной комплект учебного спортивного оборудования.

 

1. Маты гимнастические    (16 шт)

2. Скамейки гимнастические  (4 шт)

3. Мячи  для игры в настольный теннис (40 шт)

4 Мячи для подвижных игр:

  • мячи резиновые большие Д=20 см (15 шт),
  • мячи малые Д=10 см  (25 шт),
  • мячи гелевые большие  (10 шт),
  • мячи для игры в ручной мяч  (10 шт),
  • мячи для игры в большой теннис  (20 шт),
  • мячи для игры в футбол, волейбол, баскетбол  ( по 10 шт),
  • мячи для художественной гимнастики  (20 шт).

5. Флажки.  (1 комплект)

6. Гимнастические палки  (40 шт).

7. Мешочки с грузом (30 шт)

8. Обручи  разного диаметра (20шт)

9. Лестницы веревочные 1 – 6 м  ( 2 шт)

10. Гантели переменной массы (30 Комплектов)

11. Эспандеры  резиновые  (40 пар)

12. Устройство для развития кистей рук  (4 шт)

13. Дуги для подлезания  (1 комплект)

14. Доска роликовая (6 шт)

15. Скакалки гимнастические  (40 шт)

16. Кегли  (2 Комплекта)

17. Кольцебросы (3 комплекта)

18. Дартс (4 комплекта)

19. Компрессор для надувания мячкей (1 шт)

20. Массажеры для стопы ног ( массажные дорожки разного вида, чудо-    коврики )

21. Малые тренажеры

22. Сухой бассейн с шариками

23. Батут

24.Объемные модули

25.Тренажер «Сигнал»

26. Ворота - мишень

27. Динамометры кистевые (10 шт)

28. Устройство для инерционно-вращательных движений (4шт)

29. Каток гимнастический

30. Сетка волейбольная

31. Ракетки для игры в теннис, бадминтон, настольный теннис (по 4 комплекта)

назад


Домашняя Новости школы | Наши учителя | Профильное обучение | Ученикам и родителям Направления работы Контакты | Наши традиции | Методическая копилка Поисковая работа

Сайт управляется системой uCoz