Здоровое поколение в 21 век


Домашняя
Новости школы
Наши учителя
Профильное обучение
Ученикам и родителям
Направления работы
Контакты
Наши традиции
Методическая копилка
Поисковая работа

МОУ СОШ № 19 г.Тюмени  СОУПРАВЛЕНИЕ  САМООБРАЗОВАНИЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО  СОТВОРЧЕСТВО

«Здоровое поколение в 21 век»

Обоснование программы

 

Уровень современного школьного образования в последнее время неуклонно снижается. Школа не справляется со своей социализирующей функцией – обеспечить подрастающие поколения необходимой ориентировкой и средствами самоопределения в трудовой, социальной, политической и экономической жизни. Отсюда большинство негативных явлений в молодёжной среде: асоциальное поведение, алкоголизм и наркомания, отчуждение от труда, пренебрежение к культуре своего народа, отсутствие интереса к жизни. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Выпускники школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, быть здоровыми физически, психически. А самое главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя. В этой ситуации именно учреждения образования должны создать такую учебно- воспитательную среду, в которой каждый ребёнок сможет найти своё место, своё дело, сможет раскрыть свои индивидуальные способности, получить какой-то опыт жизни. Для создания такой среды нужен целый комплекс мер и мероприятий,  нужна совместная работа педагогов, родителей и детей.  Основными  проблемами в нашей школе, социуме  на сегодняшний день являются:

1. Снижение общего культурного и социального уровня населения.

2. Ухудшение здоровья детей, педагогов, родителей.

3. Достаточно высокий процент малоимущих, неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей.

4.  Большая профессиональная невостребованность специалистов, высокий уровень безработицы.

5. Низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы.

6. Оторванность от культурной жизни города.

7. Отсутствие в микрорайоне центров для организованного досуга населения и для занятий подростков во внеурочное время.

 Понимая, что только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире, мы решили создать программу «Здоровое поколение в 21 век», которая включает в себя 5 подпрограмм: «Здоровье», «Я гражданин России», «Мы одна семья: педагог,  родитель, я», «В мире прекрасного», «Трудные дети».

Цель программы:

Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной личности, обладающей нравственными гуманистическими ориентациями.

Задачи программы:

1.     Организация  классно- урочной системы через внедрение новых здоровьесберегающих технологий.

2. Создание в школе досуговой деятельности школьников, способствующей более свободному общению детей и объединению их в группы по интересам.

3. Снижение негативного влияния неорганизованной и неструктурированной среды на личность подростка и юноши.

4.   Формирование здорового образа жизни детей, родителей и педагогов, духовных потребностей детей, родителей путём приобщения к народному творчеству,  семейным традициям, обычаям.

 5.   Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, её истории, традициях.

6.  Воспитание нового сознания, ориентированного на умении при любых неблагоприятных условиях и в самых экстремальных ситуациях сохранять чувство собственного достоинства, стремиться к взаимодействию через всю систему урочной и внеурочной деятельности.

Основные направления реализации программы:

1. Совершенствование нормативно – правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.

2. Создание комплекса условий,  включающих: организационно – содержательные,  мотивационно – целевые,  организационно – исполнительские, контрольно – диагностические.

3. Развитие материально – технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

Все эти основные направления могут быть реализованы через систему урочной и внеурочной деятельности:

1. Совершенствование классно- урочной системы, внедрение новых современных форм, методов, технологий.

2. Организация и проведение классных часов, мероприятий.

3. Проведение традиционных праздников и декад.

4. Организация познавательных игр, конкурсов, конференций, семинаров.

5. Проведение КТД, вечеров, концертов.

6. Система спортивно- оздоровительной работы.

7. Организация работы школьных кружков, секций, факультативов, предоставление различных образовательных услуг.

8.  Выставка творческих работ.

9.  Организация шефской работы.

10. Создание кабинетов: ЛФК, кабинета психологической разгрузки, мед. консультации.

11.  Организация школьного самоуправления и соуправления.

12.  Осуществление мониторинга.

13. Проведение лекторий, собраний, тренингов.

14. Организация различных конкурсов между классами: «Класс года», «Самый здоровый класс» и т.д.

15. Обновление материально – технической базы в спортзале,  кабинетах.

 

Ожидаемые результаты реализации программы в отношении учащихся:

- мы хотим видеть личность, успешно освоившую   образовательные программы;

- целеустремлённую, коммуникабельную, профессионально сориентированную, имеющую чувство собственного достоинства;

- понимающую Россию и русского человека через духовное освоение русской культуры и воспринимающую себя как носителя ценностей этой культуры;

-  способную проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей русской культуры,  способную жить по законам красоты;

- осознающую ответственность за свои действия, умеющую ориентироваться в современной общественной обстановке.

 

Ожидаемые результаты в отношении родителей:

 Мы должны приобрести союзников и активных помощников, которые будут оказывать материальную помощь и поддержку в организации образовательного процесса, заботящихся о своём здоровье и здоровье своих детей и их учителей, психологически грамотных и умеющих оказывать помощь своим детям, инициативных и заинтересованных в образовании и воспитании.

 

Ожидаемые результаты в отношении учителей:

 Мы должны иметь физически и психически здоровую личность, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию, чувствующую себя комфортно, способную к поиску новых форм и методов работы,  умеющую строить свои отношения с окружающими людьми на основе чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества, способную оказывать помощь учащимся и их родителям, достойную нести высокое звание «Учитель».

Кроме этого мы хотим добиться:

 

- постепенного снижения уровня заболеваемости участников образовательного учреждения, уменьшение психически и физически нездоровых детей, учителей, родителей;

-  выработать механизмы совместной работы всех заинтересованных служб,  направленных на формирование духовно зрелой и здоровой личности;

- сформировать потребность быть здоровыми каждого участника образовательного процесса.

Этапы реализации программы

I.                   Подготовительный 2004-2005учебный год.

II.                Начальный этап 2005-2006 учебный год.

III.             Основной этап 2006-2008 учебный год.

Подготовительный этап.

Задача: подготовить условия для организации воспитательной работы по модели «Здоровое поколение в 21 век».

1.     Разработать концепцию воспитания для школы, программу развития воспитания, структуру управления школой и должностные обязанности.

2.     Создать творческую группу педагогов и руководителей кружков, секций для разработки основных характеристик воспитательной системы школы.

3.     Провести необходимую психологическую подготовку учащихся, родителей, коллектива педагогов и перевод школы на новый этап.

4.     Проанализировать и зафиксировать реальное социально-культурное окружение, в котором работает школа.

Начальный этап

Задачи: 1. Адаптировать и подготовить ученический и педагогический коллективы, родительскую общественность к условиям деятельности школы по программе «Здоровое поколение в 21 век».

2.     Организовать для педагогического коллектива научно-методический семинар по проблемам школы.

3.     Адаптировать учебные программы согласно направлениям работы школы.

4.     Сделать диагностический анализ по состоянию воспитательной работы школы к начальному этапу ее деятельности по всем аспектам: кадровому, программному, организационно-управленческому, результативному.

5.     Разработать программы, внедрить новые здоровьесберегающие технологии,  учебные и методические пособия по кружкам, секциям и факультативам.

6.     Разработать материал для тематических классных часов.

7.     По мере подготовленности вводить новые виды развивающей деятельности в школьном пространстве.

Основной этап

Задача: Добиться всестороннего функционирования воспитательной системы нового типа.

1.      Добиться отлаженной системы непрерывного повышения квалификации педагогов, руководителей кружков, секций, факультативов, классных руководителей.

2.      Вовлечь всех учащихся в системные занятия кружковой, секционной или другой социально-значимой деятельностью.

3.      По каждому учебному году проводить диагностику исследования.

4.      Добиться оптимального сочетания административного управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления.

5.      В возрастном аспекте обучения и воспитания достичь логической преемственности сочетания индивидуальной разносторонней деятельности учащихся с ориентиром на социальную адаптацию выпускников к современным условиям жизни.

6.      Обобщить результаты воспитательной работы и представить их в отчете, научных и методических публикаций.

Структура реализации программы

«Мы одна семья: педагог, родитель, я»

Учителя

Родители

Учащиеся

1. Совещания при директоре, завуче.

2. Семинары, тренинги.

3. Методические планерки.

4. МО кл.руководителей.

5. Внеурочно-досуговая деятельность.

6. Работа в совете школы.

7. Совещание методического уровня через самообразование, спец.курсы.

8. Организация классных часов.

1. Лектории, собрания.

2. Участие в управлении школой.

3. Досуговая и спортивная деятельность.

4.Организация секций, клубов, кружков.

5. Дни открытых дверей.

6. Конференции.

7. Организация лекторий, классных часов.

1. Внеурочная деятельность.

2. Спортивные дела.

3. Традиции.

4. Концерты.

5. Конкурсы.

6. Творческая работа.

7. Экскурсы.

8. Открытые уроки.

9. Конференции.

10. Игры, праздники.

11. Самоуправление.

Структура реализации программы

«Я гражданин России»

Учителя

Родители

Учащиеся

1.Методические планерки.

2.МО учителей и кл.руководителей.

3.Совместные спортивные и КТД.

4.Ведение факультативов, спец.курсов, кружков.

5.Встречи за круглым столом.

6.Семинары.

1.Совместная внеурочная и досуговая деятельность.

2.Спортивные праздники и Дни здоровья.

3.Организация кружков.

4.Фестиваль талантов.

5.Родительские лектории.

6.Индивидуальная работа.

7.Ученик года.

8.Заседание совета школы.

1.Беседы, лекции.

2.Спортивные мероприятия.

3.Экскурсии.

4.Творческие выставки, работы.

5.Концерты.

6.Курсы, факультативы.

7.Проведение познавательных игр.

8.Конференции.

Структура реализации программы

«Трудные дети»

Учителя

Родители

Учащиеся

1.Утверждение программы на педсовете школы.

2.Семинар по проблеме алкоголизации и наркотизации молодежи (группы риска, пути приобщения к алкоголю, табаку, наркотикам) с приглашением специалистов.

3.Семинар по организации профилактической работы по этапам.

4.Предварительное определение подростков группы риска (употр. алкоголь, наркотики, токсич.в-ва), дети, где родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками.

5.Оформление педагогами характеристик на детей.

6.Проведение анкетирования среди учащихся.

7.Организация пришкольных лагерей отдыха для детей и подростков на период каникул.

8.Индивидуальная работа.

9.Работа кабинета соц.психол. службы.

10.Учителям-предметникам при проведении заниятий использовать метод. рекомендации по проведению антиалкогольной, антинаркотической зависимости.

11.Культпоходы в кинотеатры.

12.Классные часы.

1.Родительские собрания.

2.Беседы (лектории).

3.Тренинги.

1.Диспуты.

2.Экскурсии (наркодиспансер, учр. для умственно-отсталых детей, медвытрезвитель, спортзалы).

3.Лекции.

4.Выставки рисунков.

5.Спектакли.

6.Акция «Наркотикам – нет».

7.Викторины, КВН.

8.Индивидуальные беседы.

Структура реализации программы

« В мире прекрасного»

Учителя

Родители

Учащиеся

1.Проведение бесед, кл.часов, мероприятий.

2.Вовлечение учащихся во внеурочной досуговой деятельности.

3.Концерты, конкурсы, выставки.

4.Организация экскурсий.

5.МО классных руководителей.

6.Семинары, совещания при завуче.

1.Организация и проведение кружков: спортивные, драматические, прикладного направления.

2.Экскурсии.

3.Беседы, лектории.

4.Помощь в материально-техническом оснащении.

5.Организация поездок в разные города.

1.Занятия в кружках.

2.Участие в концертах, выставках.

3.Благотворительная деятельность.

4.Посещение музеев, выставок, экскурсий.

5.Организация концертов.

 

Структура реализации программы

«Здоровье»

Учителя

Родители

Учащиеся

1.Создание условий для внедрения программы.

2.Реализация программ с валеологическим направлением.

3.Заседание МО, обсуждение программ, рекомендаций.

4.Организация факультатива здоровья для учителей.

5.Экспертиза уроков.

6.Лектории, тренинги «Здоровье учителя – залог комфортности учащихся на уроках».

7.Составление программы оздоровления учителей.

8.Контроль за системой психофизического оздоровления детей на уроках.

9.Организация семинаров для классных руководителей.

10.Составление программ оздоровления для учителей.

11.Спортивные праздники с участием учителей.

12.Цикл лекций по саморегуляции для учителей.

13.Организация самообразования учителей по вопросам психофизического оздоровления учащихся.

14.Проведение «круглых столов», семинаров.

1.Лектории.

2.Знакомство с методами закаливания.

3.Занятие физической культурой.

4.Конференции, тренинги.

5.Встречи со специалистами.

6.Работа консультативного пункта.

7.Индивидуальная работа с родителями.

8.Массовые праздники (спортивные, творческие, познавательные).

9.Работа групп коррекции.

10.Работа кружков.

11.Открытые уроки с просмотром видеофильма по теме «Мы против наркотиков».

12.Диагностическая работа и создание мониторинга эффективной работы программы.

13.Психологические консультации и тренинги.

1.Внедрение образовательной программы.

2.Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и инд. особенностей.

3.Медицинский контроль за детьми на занятиях физической культурой во внеурочное время.

4.Составление расписания с учетом физиологии возраста и детей.

5.Спортивные праздники.

6.Правовое воспитание.

7.Гражданиское восп.

8.Организация Дней здоровья.

9.Обследование учащихся 2 раза в год.

10.Организация уроков психологии общения.

11.Индивидуальная психологическая помощь учащимся.

12.Работа соц.псих.службы.

13.Мониторинг отслеживания физического развития детей.

14.Психологическое тестирование.

15.Оформление «паспорта здоровья».

Организация классно- урочной деятельности через внедрение здоровьесберегающих технологий. (Подпрограмма «Здоровье»)

В настоящее время государственный интерес к здоровью детей и к здоровьесберегающей школьной жизни закреплён в национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования, где в качестве ведущих   направлений  выделяются: сохранения здоровья, оптимизация учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Образовательная политика нашего города направлена на реализацию Концепции модернизации системы образования, повышение качества обучения и воспитания. Одним из приоритетных направлений в работе является совершенствование форм взаимодействия, сотрудничества с различными ведомствами, занимающимися с детьми и отвечающими за образование, здоровье, развитие подрастающего поколения. На 1 сентября 2005 – 2006 уч.года данные по здоровью в МОУ СОШ №19  коэффициент здоровья составил – 24% (при норме 40%). Самый низкий процент здоровых детей в 5-х классах- 87%, в 4-х классах-89%. Высокий показатель здоровых детей в 11-х  классах-98%, 10-х классах- 97%.

Статистические данные говорят о неуклонно ухудшающемся состоянии здоровья детей в стране. Специалистами Минздрава, соцразвития России приводится цифра 32% здоровья детей, по неофициальным источникам, цифра колеблется от 10% до 20%. Причин много: повышение перегрузки в современной жизни, несоответствие мебели ГОСТам и медицинским потребностям, отсутствие здоровьесберегающих технологий и обеспечивающих их технологических средств. В настоящее время в нашей школе уже сделаны некоторые шаги в этом направлении:

1. Снижение нагрузки детей

2. Переход на 5- дневную учебную неделю

3. Обеспечение материальной базы школы в соответствии с нормами СанПИна.

Однако огромный вред здоровью могут приносить учебные занятия, их организация и проведение. В наших силах сделать всё для того, чтобы правильно организовать учебный процесс.

Исследования показывают, что более 50% школьников испытывают дефицит сна. В первую очередь это связано с резким превышением объёмов домашних заданий. Каждый учитель должен думать не только о своём предмете, а в первую очередь о возможности выполнения учеником этого задания. Анализ посещенных уроков показал, что многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, накапливается опыт использования тестов при проверке знаний учащихся. Хотелось бы предложить внедрение в учебный процесс

таких технологий, как Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) и Индивидуально – ориентированный учебный план  (ИОУП).

ИОМ – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащимся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки, его самоопределения и самореализации. Ценность ИОМ состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активно стремиться к совершенствованию, обеспечить выявление и формирование ценностных ориентации, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа. Индивидуальный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащихся, а также существующими стандартами содержания образования. Данная технология ориентирована в первую очередь на сильного, одарённого ученика или ученика с девиантным поведением.

При применении ИОУП можно на уроках использовать индивидуальную, групповую, парную формы работы. Учащиеся учатся анализу, синтезу, развивается речь. По каждой группе заданий ученик сам выбирает уровень их выполнения. Учитель выслушивает каждого ученика. Ученик независимо от уровня усвоения учебного материала, имеет свою динамику обученности и познавательных интересов, уровень развития мышления и навыков самостоятельной работы. Кроме того, ученик имеет право любить или не любить тот или иной предмет. Создавая

возможности опережающего  изучения отдельных предметов, учитель способствует реализации неотъемлемого права ученика быть успешным, создаёт благоприятные условия для его развития.

Также установлено, что среди факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20% приходится на условия внутришкольной среды. Важно поэтому, чтобы всё то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находились в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным особенностям детей.  А этому может способствовать только учитель, думающий о здоровье каждого конкретного ребёнка. Исследования центра «Дар» им. Л.С. Выготского показали, что серьёзным патогенным фактором становится авторитарный стиль учителей в начальной школе. У учителей с жёстким стилем общения дети болеют чаще, чем у других педагогов. Проверка психологического состояния первоклассников по тесту Люшера показала, что стресс у школьников при обычной методике обучения навыкам письма такой же, как у космонавта при взлёте. Через 15 минут традиционного урока кардиограф показывает классическую картину стенокардии у многих учеников. Поэтому нам, уважаемые педагоги, необходимо думать, как создать на своих уроках благоприятный микроклимат и сделать пребывание ученика в школе комфортным. Каждый педагог может почувствовать удовлетворение от своей работы, видя перед собой итог своей деятельности – здорового ученика.

Здоровый ученик:

1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.

2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.

3. В социальном – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.

4. В нравственном плане – честен, самокритичен, толерантен.

5. В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Для организации благоприятных условий обучения, воспитания и развития детей необходимо выполнений данных условий:

Организация учебного процесса:

1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок-перемена, каникулы, нагрузка).

2. Организация горячего питания.

3. Ежегодная диспансеризация.

4. Построение урока с учетом динамичности детей, использование ТСО и средств наглядности.

5. Разумный объем домашнего задания.

6. Удовлетворение биологической потребности в движении.

7. Здоровьесберегающие технологии (индивидуально-дифференцированный подход, учёт психомоторики, тревожности, интеллекта).

Социально-психическое здоровье учителя и ученика

Внутришкольная среда:

1. Выполнение гигиенических требований (соблюдение воздушного и температурного режима, световое и цветовое оформление).

2. Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелателательность учителя, взаимодействие всех субъектов учебного процесса, юмор).

Задачи:

1.     Формирование у педагогов, учащихся, родителей здорового образа жизни.

2.     Снижение уровня заболеваемости у всех участников процесса.

3.     Обеспечение условий для физической развития детей, укрепления их здоровья через систему спортивно-оздоровительной работы.

Основные виды и формы деятельности

Учебная работа: уроки с применением здоровьесберегающих технологий, факультатив «Подготовка школьников к семейной жизни» (10 кл.), работа по программе «Самоусовершенствования личности» (1-11 кл.), экология (5-6 кл.), спортивный час (начальная школа по субботам), комната психологической разгрузки, организация питания (витаминный час), физкультминутки (1-7 кл.), расписание уроков в соответствии с нормами, небольшие домашние задания, продолжительность перемен 10-20 минут, организация и проведение подвижных перемен (1-4 кл.).

Экскурсии: игры на свежем воздухе (раз в неделю), экскурсии в лес, походы (осень, зима), организация встреч с известными спортсменами и деятелями спорта.

Традиции: осенняя спартакиада (октябрь), зимняя спартакиада (январь), весенняя спартакиада (апрель-май), дни здоровья (раз в четверть), фольклорный праздник (декабрь-январь), военно-спортивная эстафета (февраль), семейные спортивные праздники, операция «Лекарственные травы» (июль), игра «Зарница» (март), акция «Мир без наркотиков».

Классные часы, беседы: «Здоровье без лекарств», «Природа в человеке», «Личная гигиена», «Вредные привычки», «Движение – спорт», «Иммунитет на всю жизнь», «Как стать красивым», «Здоровое питание», «Живи долго – источник долголетия», «Спорт себе враг», «Охрана жизни детей», «Гигиена внешней среды».

Спортивные секции: волейбол (2 раза в неделю), баскетбол (2 раза в неделю), теннис (1 раз в неделю), лыжи (2 раза в неделю), туризм (2 раза в неделю), аэробика (2 раза в неделю), рукопашный бой (2 раза в неделю), тренажерный зал (2 раза в неделю), клуб «Болельщики» (3 раза в неделю).

Спортивные соревнования: «Безопасное колесо» (март-апрель); «Осенний кросс» (5-11 кл.); соревнования по пионерболу (1-7 раз в месяц), баскетболу (8-9 кл.), волейболу (10-11 кл.); шашечно-шахматный турнир (раз в четверть); лыжные гонки (февраль); рождественские игры (1-9 кл.); конкурс снежных фигур (январь), игры на местности (апрель); группа здоровья по профилактике остеохондроза у учителей (2 раза в неделю).

Социум: лектории и встречи (раз в четверть), иммунный центр, центр «Планирования семьи», детская поликлиника.

Кабинеты: создание медицинского физиотерапевтического кабинета (окулист, массажист, стоматолог), кабинет ЛФК, занятия в бассейне клуба «Дорожник» (2 раза в неделю).

 

Основные направления

1.     Диагностика состояния здоровья.

2.     Консультативная работа.

3.     Валеологическое обучение:

-         организация оптимального с валеологической точкой зрения режима труда и реабилитация состояния здоровья учителя;

-         применение не медикаментозных методов оздоровления (закаливание, различные виды гимнастики, физиотерапия, аутотренинга, элементы психотерапии);

 

-         организация коррекционно-реабилитационной работы, имеющей в качестве основных своих разделов профилактику и коррекцию основных видов патологий, акцентуация личности, девиантного поведения учащихся и учителей, предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе, психотерапевтическая коррекция неврозоподобных состояний;

-         комплексная оценка состояния здоровья, физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма;

-         разработка и проведение уроков валеологии с 1-11 кл., организация внеклассной и внеурочной деятельности, направленных на формирование у учащихся мотивации на сохранение и развитие здоровья, личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здравотворчеству;

-         создание творческого коллектива учителей, ориентированных на реализацию идей здоровья в образовании;

-         валеологическое воспитание родителей;

-         координация совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья ребёнка.

Создание в школе досуговой деятельности школьников, способных  к более свободному общению детей и объединению их в группы по интересам, создание центра досуговой деятельности в микрорайоне. (подпрограмма «В мире прекрасного»)

Естественным в организации педагогического процесса является интеграция учебной и внеурочной  досуговой деятельности школьников. Учебный процесс представляет возможности детям овладеть знаниями, умениями и навыками, способами их приобретения, то есть тем, что позволит выпускникам школы в дальнейшем продолжить своё образование, овладеть профессией.  Дополнительная досуговая деятельность, основанная на добровольном участии в ней детей сообразно их интересам, призвана создать условия для развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их в общении, предоставления им возможностей для самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания. Внеурочная деятельность позволяет школьнику в определённой степени компенсировать неудовлетворённость своим положением в классе, позволяет добиться успеха в том виде деятельности, который его в наибольшей степени интересует сегодня. В связи с этим актуализируется проблема поиска способов интеграции учебной и внеурочной деятельности в целостный педагогический процесс, что, очевидно, будет способствовать повышению эффективности деятельности образовательного учреждения.

Наша школа находится на окраине города. Никаких учреждений культуры, дополнительного образования детей в микрорайоне школы нет. Всё это повлияло на выбор направления работы нашей школы: ей предстоит решить проблему организации детского досуга. В школе был создан эстетически – досуговый центр «Вдохновение», в который вошли более 15 кружков и секций художественно- эстетического и спортивного направления. Занимаются в этих кружках дети разных возрастов с 1 по  11 класс. Многие руководители данных кружков являются мастерами своего дела, например,  Семёнов П.А.- педагог дополнительного образования, отличник Просвещения. Он руководит оркестром русских народных инструментов «Тюменец», который неоднократно становился лауреатом Всероссийских конкурсов. Концепция нашей воспитательной системы определила, что познавательная и внеурочная деятельности являются в воспитательной системе школы системообразующими. Эти два вида деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают друг в друга, придавая системе целостное единство, наполняя её новыми качественными  характеристиками.

 С этого учебного года школе присвоен статус центра как досугового центра в микрорайоне.

 Несмотря на то, что познавательная деятельность, организуемая, прежде всего, в учебном процессе, всегда остаётся приоритетной, досуговая по отношению к ней выполняет очень важные функции: стимулирующую и компенсирующую. Она стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что, конечно же, активизирует процесс организации познавательной деятельности. Внеурочная работа способствует возникновению своеобразных «зон неупорядоченности», где можно проявить активность, нестандартность. Компенсирующая функция внеурочной деятельности заключается в том, что:

1. В процессе занятий по интересам ребёнку легче самореализоваться среди сверстников;

2.  В связи с интенсивными процессами дифференцации обучения в школе, когда наблюдается «расслоение» учащихся по интеллектуальным возможностям, внеурочная досуговая деятельность, основанная на интересах детей и доступная для всех, в определённой степени компенсирует это расслоение.

Знания, приобретённые учащимися в учебном процессе, становятся базой для их успешных занятий в кружках и секциях.  Все эти объединения по интересам стали органичными элементами школьной воспитательной системы. Они тесно взаимодействуют между собой, помогают интересно организовать жизнь в классах, выступают организаторами ключевых дел в школе. Таким комплексом, безусловно, является и урок. Это происходит, когда усиливается его воспитательная значимость, что, реализуется через включение в урок материала нравственного характера, через обращение к личному опыту учащихся, через использование межпредметных связей, через использование активных методов и приёмов учебной работы, через включение в урок элементов внеучебной работы (игр, викторин, конкурсов, встреч и т.д.), через использование нетрадиционных форм уроков: межпредметных, аукциона знаний, уроков, которые совместно проводят учитель- предметник и руководитель кружка (Семёнова Е.В., Хлопунова М.П.). Опыт работы нашей школы показывает, что успешное решение проблемы интеграции учебно – познавательной и внеурочной деятельности способствует тому, что между учениками и учителями складываются отношения взаимной заинтересованности в достижении успеха, создаются более благоприятные условия для самореализации личности и ученика, и учителя. Отношения сотрудничества между педагогами и школьниками становятся важнейшим фактором развития мотивации учащихся к учебной деятельности.

 

Задачи:

1.               Создание дополнительной образовательной среды для развития интеллектуального, духовного и душевного богатства каждой личности в условиях социально-экономического и политического кризиса в стране.

2.               Создание условий для посещения каждым учащимся на базе школы кружков, секций, клубов, факультативов, различных мероприятий, КТД  в соответствии с их индивидуальными способностями и склонностями.

3.               Стимулирование творческой активности ребенка, развитие их  способности к самостоятельному решению проблем, постоянному самообразованию.

Основные виды и формы деятельности

Кружки: оркестр (1-11 кл.), хор (1-7 кл), вокальная группа (9-10 кл.), хореография (1-8 кл.), вязание (1-5 кл.), драматический, художественное творчество (3-8 кл.), «Умелые ручки», «Бисер», «Модницы», «Кружевница», «Кройки и шитья».

Экскурсии: театр, филармония, музеи, худ.-изоб.искусства, города Тюменской области и России.

Конкурсы: участие во всех окружных, городских конкурсах; участие в областных выставках; участие во всероссийском конкурсе «Тихвинский Лель».

Клубы: «Ювента», «Очаг».

Шефская работа: детский дом («Осенние мотивы», «Рождественские встречи», «Праздник мальчиков и девочек», «Дети и солнце», День защиты детей); госпиталь (благотворительный концерт к Дню пожилых людей, Новый год, 23 февраля, 9 мая); детский сад.

Творческие выставки: День матери (ноябрь), Конференция «Семья - общечеловеческая ценность» (февраль), День семьи (апрель).

Лектории: «Природа и искусство» (1 четверть), «Исторические места» (2 четверть), «Мир вокруг меня» (3 четверть), «Искусство и этикет» (4 четверть), творческий отчет (апрель).

Концерты: День знаний, День учителя, День матери, 8 марта, 23 февраля, День защиты детей, 9 мая, последний звонок, участие во всех КТД (по параллелям).

 

Досуговая деятельность осуществляется по нескольким направлениям:

-                                 деятельность  системы объединений  дополнительного образования;

-                                 сотрудничество с внешкольными воспитательными учреждениями;

-                                 досуговая деятельность внутри класса;

-                                 досуговая деятельность межклассная и массовая.

Структура школы как центра досуговой работы в микрорайоне

 

 

Объединения дополнительного

 образования

 

Спортивные секции

Волейбол

Баскетбол

Шахматы

Шашки

  

 

Художественно- эстетические объединения

Хор

Вокальная группа

Хореография

Художественное творчество

Оркестр народных инструментов

Ансамбль балалаечников

Творческие объединения

Клуб старшеклассников «Ювента»;

Клуб «Очаг»

 

Предметные, познавательные  объединения

Юный химик,

Экологический

 

 

 

 

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Праздники «Первого звонка», «Учитель, здравствуй»

сентябрь

Кл. руководитель, руководители кружков

2

КТД «Я и школа» (с 1-по 11 классы)

октябрь

Кл. руководитель, руководители кружков

3

Организация игровых перемен

 

 

4

Составление и защита программы кружка

Сентябрь-октябрь

Руководители кружков

5

Организация концерта к Дню пожилых

Октябрь

 

 

Выставка «Здоровье – это спорт»

Октябрь-ноябрь

 

 

Концерт ко  Дню учителя

Октябрь

 

 

Спортивная осенняя спартакиада «В здоровом теле – здоровый дух»

Октябрь-ноябрь

 

 

Организация концерта ко  Дню Матери

Ноябрь

 

 

День открытых дверей объединений дополнительного образования

Октябрь

 

 

Организация занятости учащихся в каникулярное время

Ноябрь

 

 

Новогодние праздники по параллелям

Декабрь

 

 

Шефские концерты в госпитале для:

А) ветеранов

Б) детского сада № 74

В) детского дома с. Успенка

 

 

Октябрь

Декабрь

Февраль; май

 

 

КТД «Я и культура»

Декабрь

 

 

Спортивные соревнования на свежем воздухе

Январь

 

 

Организация зимних каникул

Январь

 

 

Праздники, посвященные Дню защитника Отечества  (в классах и на параллели)

Февраль

 

 

Организация фестиваля «Звездный дождь»

Февраль

 

 

Праздничный концерт «8-е Марта»

Март

 

 

Зимняя спартакиада

Январь-февраль

 

 

Организация выставки к Дню Семьи

апрель

 

 

Праздник «День семьи»

Апрель

 

 

Организация последнего звонка

Май

 

 

Весенние каникулы

Март

 

 

Юбилейный концерт оркестра народных инструментов «Тюменец».

Февраль, март

эстетический центр

 

Участие в городском смотре хоровых коллективов

апрель

Семенова Е.В.

 

Посещение театров, музеев

в течение года

 

 

Проведение встреч с ветеранами войны и труда в микрорайоне

октябрь

май

 

 

Организация и проведение библиотечных уроков, мероприятий в библиотеке

в течение года

 

 

Организация  и проведение спортивных мероприятий, встреч между педагогами, родителями, учащимися, жителями микрорайона.

сентябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май.

 

Формирование здорового образа жизни детей, родителей и педагогов, духовных потребностей детей, родителей путём приобщения к народному творчеству, семейным традициям, обычаям. Подпрограмма «Мы одна семья: педагог, родитель, я»

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семья, спаянная любовью и счастьем, есть школа духовного и душевного здоровья, уравновешенного характера, творчества. Семья – носительница народных традиций. Она и исток человеческой культуры. Именно семья способна духовно закалить ребенка и помочь ему не отступить перед лицом грядущих трудностей.

Задачи: 1. Возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.

2. Обучение детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию.

 

Основные виды деятельности

Традиции: «Я и моя семья», День семьи (апрель), День матери (ноябрь), Праздник бабушек и дедушек (ноябрь), День открытых дверей (раз в четверть), КВН родители, учащиеся, учителя (апрель).

Ученик года: фестиваль талантов, конкурс «Класс года».

Кружки, клубы: кружок спортивной аэробики, фотостудия, клуб «Очаг», тренажерный зал.

Выставки: конкурс рисунков, стихов, сочинений (ноябрь, март, май); «Пальчики-оближешь», «Зверье мое».

Классные часы: «Семья – убежище души», «Семейные хроники», «Каково на дому, таково и самому», «Семейные таланты», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Внутренний мир большой семьи», «Моя родословная», «На чашку чая», «Семейная реликвия», «Дом, который построишь ты», «Мамины секреты», «Самый близкий и родной человек», «Тепло семейного очага», «Если бы звучали голоса предков», «Забота о родителях - дело совести каждого».

КТД: «Семейные традиции» (6 кл.), вечер «От всей души» (10-11 кл.), «Семья – семь я» (7 кл.), игра-путешествие по «Семейным островам» (8 кл.), «Я и моя семья» (9 кл.), «Мама, папа, спорт и я – очень дружная семья» (1-3 кл.), «Вся семья вместе, так и душа на месте» (5 кл.).

Работа совета школы (6 раз заседания).

Родительский лекторий (1 раз в месяц): трудные дети, для всех желающих.

Родительские собрания (раз в четверть): родительская конференция «Семья – общечеловеческая ценность» (март), «Конференция отцов» (декабрь).

Спортивные соревнования: баскетбол (1 четверть), теннис (4 четверть), волейбол (3 четверть), шашки и шахматы (2 четверть). Участвуют родители, дети и учителя.

Лектории: профессиональное самоопределение для 8-11 классов (раз в четверть), профилактическая наркозависимость с показом видеофильмов для 5-10 классов (раз в месяц), «Помоги себе сам» - программа здоровья для 1-9 классов.

Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России, её истории, традициях.  Подпрограмма «Я гражданин России»

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования российской культуры. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского гражданского и патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Именно школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения.

Задачи: 1. Формирование осознанного отношения к ценностям Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

2.     Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся.

3.     Воспитание у ребёнка любви к своей стране, родному городу как к малой Родине.

4.     Помощь в овладении учащимися суммой знаний, умений, навыков, способствующих раскрытию его личностного потенциала.

Основные виды и формы деятельности

Учебная деятельность: спецкурс «Возвращение к истокам» (факультатив) (5-8 кл.), факультатив «Народная культура» (9-11 кл.), предметные недели  «Россия – мой дом родной», «Познай себя».

Традиции: погружение в культуру «Обычаи, обряды, традиции» (январь); декада «Мир без наркотиков» (октябрь); месячник гражданско-патриотической работы «Россия – Родина моя» (февраль); День защиты детей (июнь); «Я и культура» (ноябрь, декабрь); конкурсы чтецов, рисунков, сочинений «Моя Росси» (3 раза в год) (октябрь, февраль, май); Смотр строя и песни (5-6 кл.); конкурс инсценированной песни (7 кл.).

КТД: «Народные традиции» (5 кл.), «Мы – славяне» (6 кл.), «Я – житель планеты Земля» (7-8 кл.), «Русские народные обряды и обычаи» (1-3 кл.), «Россия! Как много в этом звуке» (9-11 кл.), «Леди + джентльмены» (9 кл.), «Защитники России» ( 8 кл.), «Красив в строю, силен в бою» (10-11 кл.), «Масленица» (5-8 кл.).

Концерты: «Нас много на шаре земном» (декабрь), «Россия – Родина моя» (февраль), «Мы помним всех поименно» (май), благотворительные концерты для ветеранов труда и войны в своем микрорайоне (май).

Классные часы: «Моя малая Родина», «Родному городу посвящаем», «Как обустроить свой город», «Имена в истории Отечества», «Русь васильковая», «Мой дом родной», «Тепло родного очага», «Тюменский край – моя Родина», «Художники и писатели земли тюменской», «Уроки мужества», «История в моем доме», «Русский калейдоскоп», «Символы мира».

Экскурсии: краеведческий музей, музеи боевой и военной славы (1 раз в четверть), передвижной музей (23 февраля, 9 мая), вахта памяти (апрель-май), встречи с ветеранами войны и труда (февраль-апрель).

Трудовые дела: субботники посвященные Дню пожилых людей (октябрь) и 9 мая (апрель); трудовой рейд (благотворительная деятельность) «Живи ветеран» (ноябрь, декабрь, май).

Спортивные дела: «Народные игрища», «Сильные, смелые, ловкие», «Защитники России», «Взятие снежного городка» (февраль); «Солдатушки, бравые ребятушки» (май); «Вперед, мальчишки и девчонки», «Богатырская наша сила» (ноябрь).

Снижение негативного влияния неорганизованной и неструктурированной среды на личность подростка и юношей и девушек.  Подпрограмма «Трудные дети»

 

Особую заботу в современном воспитании требуют учащиеся, которые имеют отклонения в развитии, различную степень недоразвитости, дети с различными заболеваниями, педагогически запущенные и дети из неблагополучных семей. Здесь нужен индивидуальный корректив, особое внимание и разнообразная деятельность социально-психологической службы совместно со всеми структурами: школа, социум, семья. Наибольший рост отклонений в поведении детей наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, в период выхода на новую социальную позицию и формирования сознательного отношения к себе как члену общества.

Задачи: 1. Разрушение отрицательного типа поведения ребенка, воспитание умения противостоять дурным влияниям.

2.     Устранение причин, вызвавших педагогическую запущенность, оздоровления обстановка, в которой живет, учится и проводит свой досуг трудный ребенок.

3.     Коррекция семейного воспитания, повышение воспитательных возможностей семей.

Основные виды и формы деятельности

Беседы, лектории: «Современная армия и вооружение», «Я – личность», «Кто ты? Кто твой друг», «Подросток и право», «Преступление – наказание», «Мой характер», «Познай себя», «Если ты нарушил закон», «Цель моей жизни».

Классные часы: «Дорога и травматизм» (сентябрь), «Подросток и право» (октябрь), «Умеешь ли ты дружить?» (ноябрь), «Наркотики в современном мире», «Права ребенка, человека» (октябрь-ноябрь), «Преступление – наказание» (декабрь), «Современные методы борьбы» (март), «Мой характер» (декабрь), «Познай себя» (январь), «Если ты нарушил закон» (январь), «Физическое здоровье, как его достичь» (апрель), «Наркомания и токсикомания» (май).

КТД: «Знакомьтесь – это мы» (1 четверть), «Люблю Отчизну свою» (2 четверть), «Стань в строй!» - спортивный праздник (3 четверть), «Все друзья во мной» (4 четверть).

Индивидуальная работа: рейд по проверке занятости детей; проведение психологической диагностики; посещение квартир; административный совет, совет профилактики; контроль за учебной деятельностью.

Лектории для трудных детей: «Я – личность» (сентябрь), «Мое любимое дело» (декабрь), «Цель моей жизни» (февраль), «Моя обязанность в классе» (март), «Летний отдых» (май).

Лектории для родителей: «У нас в семье трудный ребенок» (октябрь), «Эффективное взаимодействие с ребенком», «развитие способностей у детей» (ноябрь), «О поощрениях и наказаниях» (декабрь), «Конфликты в семье и их разрешение» (январь), «Развитие у школьников познавательных интересов и навыков» (февраль), «Развитие школьников во внеурочной работе» (март), «Организация досуга учащихся в семье» (май); родительские собрания, работа консультационного пункта.

Лектории для «трудных» детей: «Я – личность» (сентябрь), «Мое любимое дело» (декабрь), «Цель моей жизни» (февраль), «Моя обязанность в классе» (март), «Летний отдых» (май).

Учебная работа: уроки развития (5-8 кл.), профилактика наркозависимости (раз в месяц).

Работа с учителями

1.     Порядок работы с «трудными» детьми (сентябрь).

2.     МО классных руководителей «Поиски, опыт работы с детьми девиантного поведения».

3.     Эффективное взаимодействие с ребенком (октябрь).

4.     МО классных руководителей «Психолого-педагогические основы общения с учеником».

5.     МО «Методы работы с «трудными» детьми».

6.     «Легко ли быть учеником?» (ноябрь).

7.     «Профилактика конфликтов у «трудных» детей» (март).

8.     «Организация воспитательной работы» (февраль).

9.     «Методика форм групповой работы с учащимися» (январь).

10.                       Методическая планерка (раз в месяц).

11.                       Совещания при директоре (раз в четверть).

12.                       Заседание малого педсовета.

13.                       Совещание при завуче.

Механизмы реализации программы

Программа «Здоровое поколение в 21 век» реализуется через 5 основных направлений подпрограмм «Я гражданин России», «Трудные дети», «В мире прекрасного», «Мы одна семья: педагог, родитель и я», «Здоровье».

 Осуществление всей совокупности работы по оказанию педагогической, социальной, психологической помощи учащимся, родителям, педагогам требует от участников проекта высокого уровня мастерства.

В реализации подпрограмм огромное внимание уделяется системе самовоспроизводства кадров, «выращиванию» руководителей различных клубов, кружков, центров из числа способных родителей, педагогов, учащихся, привлечение помощников из разных городских служб.

 

Исполнители проекта

Основными исполнителями проекта будут являться: коллектив МОУ средней школы № 19, социально-психологическая служба, педагоги дополнительного образования, родительская общественность, учащиеся, социум, различные городские службы, медицинские работники, психологи города. Каждый из участников проекта будет оказывать определенную помощь в воспитании и формировании учащихся нашей школы. В воспитательной системе работы нашей школы уже накоплен достаточно большой опыт по взаимодействию школы, семьи и различных городских служб. Особенно большую помощь нам оказывает юридический институт, клуб «Дорожник», наркодиспансер, комитет по планированию семьи, детская поликлиника № 4, библиотеки, инспекция по делам несовершеннолетних, институт культуры, родительская общественность. В результате реализации программы мы должны создать новые кружки, организовать консультативный пункт, оборудовать медицинский кабинет, ввести новые факультативы и спецкурсы, организовать работу кабинета психологической разгрузки, вооружить знаниями и новыми формами работы всех педагогов и родителей, привлечь к деятельности в качестве консультантов: медиков, педагогов дополнительного образования, родителей, специалистов различных социальных служб. Именно сложившиеся традиции, энтузиазм педагогического коллектива, помощь родителей, социально-психологической службы будут способствовать внедрению данного проекта в нашей школе, тем более, что большую часть основных мероприятий мы уже проводим и имеем богатый опыт по разным направлениям работы.

ринципы реализации программы

 

1.     Научность и интегративность.

2.     Гуманизм и демократизм.

3.     Индивидуализация и дифференциация.

4.     Систематичность и непрерывность.

5.     Природосообразность.

6.     Интеграция интеллекта, эстетического, гражданско-патриотического и физического развития.

 
Мониторинг эффективности школьного воспитания

 

1.     Состояние микроклимата в школе:

-         удовлетворение учащихся школьной жизнью (методика Андреева);

-         диагностика межличностных отношений по Богардусу;

-         школа оценки психологического климата в педагогическом коллективе (Рогос);

-         эмоциональное состояние  (Люшер);

-         твое отношение к школе;

-         «Размышляем о жизненном опыте» (тест Щурковой);

-         психология микроклимата в классе.

2.     Состояние социального влияния внешкольной среды:

-         социализированность личности учащихся;

-         акцентуация характера;

-         ценностные ориентации.

3. Состояние воспитательной деятельности во внешкольных учреждениях:

-         выявление уровня тревожности у детей (Люшер);

-         исследование познавательных интересов (методика Амтеауэра, Кеттеля).

4.     Состояние воспитания в семье:

-         социаметрия семьи;

-         исследование межличностных отношений ребенка с родителями (Варга-Столина);

-         определение психологической атмосферы в семье.

Кадровое обеспечение программы

 

МОУ средняя школа № 19 «Здоровое поколение в 21 век»:

1.     «Я гражданин России».

2.     «Здоровье».

3.     «Мы одна семья: родитель, педагог и Я».

4.     «Трудные дети».

5.     «В мире прекрасного».

 

I.                   Директор.

II.                Завучи.

III.             Педагоги-организаторы.

IV.            Классные руководители, учителя-предметники.

V.               Социально-психологическая служба.

VI.            Педагоги дополнительного образования.

VII.         Родительская общественность (семейный психолог, семейный врач, нарколог, юрист, руководители кружков, руководители клубов, лекторы).

VIII.      Социальная служба (инспекция, наркодиспансер, центр планирования семьи, юридический институт, клуб «Дорожник», библиотека).

Директор – контроль, совещания, планерки.

Завучи – контроль, руководство, совещания, планерки, педсоветы, мониторинги.

Педагоги-организаторы – внеурочная досуговая деятельность, работа творческих групп.

Учителя-предметники – уроки, спецкурсы, факультативы.

Классные руководители – внеурочная воспитательная деятельность, МО классных руководителей, семинары, совещания по параллелям.

Социально-психологическая служба – консилиумы, тренинги, беседы, лектории, диагностика, собрания.

Педагоги дополнительного образования – заседание центра, творческие работы, создание программ, внеурочная деятельность.

Родительская общественность – конференции, клубы, лектории, внеурочная деятельность, кружки, материальная поддержка, совет школы, консультационные пункты.

Социальная служба – досуг, беседы, лектории, консультации.

Подпрограмма «Мы одна семья: родитель, педагог и Я»

 

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, даже и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из под влияния семьи. Все это способствует наряду с другими объективными и субъективными причинами росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений. В создавшейся ситуации именно образовательное учреждение должно взять на себя ведущую функцию по совместному взаимодействию школы и семьи, т.к. образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, т.к. младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, четкость. Однако деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Включение семьи в образовательный процесс школы должно быть основано на:

1.     Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу.

2.     Систематическом повышении психолого-педагогического уровня (учителей и родителей).

3.     Гуманистическом стиле общения и взаимодействия.

Цель программы

Создание  открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию в воспитании и обучении подрастающего поколения.

 

Задачи

1.        Распространение путей педагогического взаимодействия школы и семьи, построение демократической системы отношений детей и взрослых.

2.        Включение семьи и общественности в воспитательный процесс через создание семейных клубов, родительских советов, организацию мероприятий.

3.        Предупреждение асоциально-аморального поведения родителей, оказание психологической помощи одиноким родителям и неблагополучным семьям.

4.        Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.

 

Пути реализации

Реализация цели и основных задач предусматривает:

1.     Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.

2.     Возрождение системы семейного воспитания и включения семьи в воспитательную систему школы.

3.     Обеспечение социально-педагогической защиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.

4.     Сформированное чувство гражданственности и любви к своему Отечеству, к своим близким.

 

Основные направления

1.        Организация диагностической работы по изучению семей, составление характеристик семей.

2.        Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

3.        Создание системы массовых мероприятий с родителями.

4.        Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

5.        Оказание помощи родителям в формировании нравственности, здорового образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании.

6.        Совместная творчески-досуговая деятельность с детьми.

7.        Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

8.        Работа совет школы, попечительского совета, клуб «Очаг», консультативного пункта.

9.        Осуществление деятельности по социальной защите детей и членов их семей, устранению препятствий ив реализации ребенком своих прав.

Формы работы

I.                   Лектории:

1.     для родителей:

-         «Как защитить семью от наркотиков» (с видеофильмами);

-         «Дом, который строите вы»;

-         «Стресс. Как его предупредить»;

-         «Физиологические и психологические особенности»;

-         «Здоровье – залог успеха детей».

2.     родители для детей:

-         профилактика наркозависимости;

-         профессиональная ориентация;

-         «Здоровый образ жизни»;

-         «Ценности современного человека»;

-         «Традиции моего дома».

II.                Родительские собрания:

1.     Знаем ли мы своих детей.

2.     Конференция «Право на ошибку».

3.     Факторы риска и здоровья.

4.     Самовоспитание детей в семье.

III.             Внеурочная деятельность:

1.     Познавательные игры (раз в месяц).

2.     КТД (раз в четверть):

-         «Я и вся моя семья»;

-         «Одна семья – учитель, мама и я»;

-         «Вся семья вместе, так и душа на месте»;

-         «Мы и наши дети».

3.     Беседы, совместные праздники.

IV.            Спортивные соревнования:

1.     Осенняя спартакиада «Осенины».

2.     Соревнования по баскетболу.

3.     Соревнования по волейболу.

4.     Военно-спортивная эстафета.

5.     Весенний кросс.

6.     «Мама, папа, я – спортивная семья».

V.               Экскурсии (создание специальной программы):

1.     Музеи.

2.     Театр.

3.     Разные города.

VI.            Кружковая деятельность:

1.     Фотостудия.

2.     Спортивная секция по борьбе.

3.     Аэробика.

4.     Драматический кружок.

VII.         Консультативный пункт:

1.     Встречи с медицинским работником.

2.     Встречи с семейным психологом, наркологом.

3.     Встречи с юристом, инспектором.

VIII.      Клуб «Очаг»:

1.     «От чего страдают дети?» (1 четверть);

2.     «Семейные праздники» (2 четверть);

3.     «Конфликты и их причины» (3 четверть);

4.     «Вместе весело шагать» (4 четверть).

IX.            Профилактическая работа:

1.     Рейды по квартирам.

2.     Индивидуальные беседы.

3.     Совет профилактики.

X.               Создание и поддержка традиций:

1.     Ученик года.

2.     Фестиваль талантов.

3.     КВН.

4.     Класс года.

5.     День семьи.

6.     День матери.

XI.            Конференции:

1.     Конференция семьи.

2.     Конференция бабушек и дедушек.

XII.         Тренинги:

1.     «Управляй собой».

2.     Разрешение конфликта.

3.     «Познай себя».

XIII.      Встречи за круглым столом:

1.     Психология семейных отношений.

2.     Как защитить себя.

XIV.     Индивидуальные встречи.

XV.        Дни открытых дверей (раз в четверть).

XVI.     Психолого-педагогические консультации (школьный психолог).

XVII.  Письменный телефон доверия.

XVIII.         Школа для молодых родителей.

XIX.     «Родительская дума» (оказание помощи неблагополучным семьям).

XX.        Творческие выставки:

1.     Семейное хобби.

2.     Пальчики оближешь.

3.     «Зверье мое».

XXI.     Встреча с родительской общественностью:

1.     Планирование работы.

2.     Анализ работы образовательного учреждения.

XXII.  работа попечительского совета:

1.     Благоустройство школы и пришкольного участка.

2.     Стимулирование учащихся.

3.     Оснащение материально-технической базы.

XXIII.         Благотворительность:

1.     Акции для детского дома.

2.     концерты.

3.     Малообеспеченные семьи.

 

План реализации программы

 

месяц

Деятельность педагогов

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

Сентябрь

1.МО. Планирование работы.

2.Составление социального паспорта класса.

3.Ведениие спецкурсов «Этика и психология семейной жизни».

1.Диагностика.

2.Кл. час «Знаешь ли ты себя».

3.Экскурсии.

4.Спортивные мероприятия.

5.День Здоровья.

1.Заседание родительских комитетов.

2.Заседание совета школы.

3.Лекторий.

4.Введение кружков

Октябрь

1.Посещение семей учащихся группы риска.

2.МО кл.рук-ей «Семья и ее истоки».

3.Заседание творческой группы.

4.Классные часы.

5.Диагностика.

6.КВН

1.Выставки рисунков, сочинений, стихов.

2.Дети против наркотиков.

3.День пожилых людей.

4.Шефская работа (д/дом, госпиталь, д/сад).

 

1.родительские собрания.

2.Заседание клуба «Очаг».

3.Спортивные мероприятия.

4.Работа консультативного пункта.

5.Рейд.

6.Диагностика.

7.КВН.

8.Школа «Малышок».

Ноябрь

1.Беседы «Мама – великое слово».

2.Спортивные соревнования.

3.Заседание малого педсовета.

4.Индивидуальные беседы, встречи.

1.День матери.

2.Выствка творческих работ «Мама + Я=дружба навсегда».

3.Экскурсии.

4.Концерты.

5.Диагностика.

6.День Здоровья.

1.Конференция бабушек и дедушек.

2.Тренинги.

3.Спортивные соревнования.

4.Заседания совета школы.

5.Встреча с родительской общ.

6.«Родительская дума».

7.Школа «Малышок».

Декабрь

1.Заседание МО «Работа с семьями проблемных детей».

2.Классные часы «История в моем доме».

1.Огоньки.

2.Экскурсии.

3.КТД

4.Шефская работа (д/дом, госпиталь, д/сад).

1.Заседание клуба «Очаг».

2. Школа «Малышок».3.Лекторий.

4.Консультативный пункт.

5.Рейд.

6.Школа «Малышок».

Январь

1.Обследование семей.

2.Классные часы «Семейно-бытовые обряды».

3.Заседание МО кл.рук-ей.

1.Фольклорные праздники.

2.Спортивные соревнования.

3.Диагностика.

4.День Здоровья.

1.Лектории.

2.Тренинги.

3.Встречи за круглым столом.

4.Заседание совета школы.

5.«Родительская дума».

6. Школа «Малышок».

Февраль

1.Операция «Живи ветеран».

2.Кл.час «Семья в истории Отечества».

3.Индивидуальные беседы.

1.КТД

2.Творческие работы.

3.Фестиваль талантов.

4.Предметные недели.

5.Шефская работа.

1.Заседание клуба «Очаг».

2.Лекторий.

3.Консультативный пункт.

4.Диагностика.

5. Школа «Малышок».

Март

1.Кл.час «Образ жизни – что это такое».

2.Заседание МО кл.рук-ей

1.Ученик года.

2.едметные недели.

3.Смотр знаний.

4.Кнцерты.

1.Школа «Малышок».

2.Рейд.

3.Совет школы.

4.Конференция семьи.

Апрель

1.Педсовет «Семья и школа. Поиски и находки».

2.Кл.час «Традиции моего дома».

1.КТД

2.Творческие выставки.

3.Спортивные мероприятия.

4.Экскурсии.

5.Диагностика.

1.Совместные праздники.

2.Семейное хобби.

3.День семьи.

4.Родительские собрания.

5.Клуб «Очаг».

6.Родительская общественность.

7.КВН

Май

1.Анализ работы и перспективы развития.

2.Кл.час «Семейные альбомы»

1.Экскурсии.

2.Встречи.

3.Концерты.

4.Шефская работа (д/дом, госпиталь, д/сад).

1.Консультативный пункт.

2.Тренинги.

3.Заседание совета школы.

4. «Родительская дума».

 

Механизм реализации программы

I. Подготовительный (постановочный) этап. Цель: создание условий для вовлечения семьи в активную социальную работу.

1.     Обсуждение и утверждение данной программы.

2.     Создание творческих групп из числа педагогов, родителей, осуществляющих руководство программой.

3.     подбор кадров для функционирования клубов, секций, консультативных пунктов, проведения лекторий, бесед.

4.     Организация системы работы с семьей.

II. Основной этап (реализации). Цель: формирование воспитательной системы, предполагающей развитие физически и духовно здоровой личности.

1.     Реализация программы.

2.     Отработка форм взаимодействия школы и семьи.

3.     Налаживание работы с различными социальными структурами по разнообразным направлениям.

4.     Диагностическая, лекционно-пропагандистская профилактическая работа с участниками программы.

5.     Создание различных клубов, секций, консультативного пункта.

6.     Организация и проведение праздников, мероприятий, традиций, спортивных соревнований.

7.     Оформление материалов, создание фотолетописи.

Методы изучения семьи: наблюдение, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, диагностика, тренинги, анкетирование, деловые игры, совместные дела.

Кадровое обеспечение

 

Программа «Мы одна семья: родитель, педагог и Я»

Педагогический   Социум       Уч.самоупр-ие   Администрация       Родительская

      коллектив                                                                                  общественность

Учителя-предметники

Классные рук-ли

Педагоги доп.обр.

Инспекция

Юридический

институт

Центр плани. семьи

Наркодиспан.

Благ.фонды

Детская поликлиника

Др.соц.службы

Клуб «Ювента»

Коллективы классов                              

Директор

Завучи

Организатор

Школа «Малышок»

Совет школы

Консультацион. Пунтк

Клуб «Очаг»

Руководители кружков

«Родительская дума»

Попечительский совет

 

Для реализации данной программы нам необходимо тесное взаимодействие образовательного учреждения, родительской общественности и социума. В процессе их совместной деятельности будут созданы различные клубы, секции, кружки, для полноценного функционирования которых необходимы средства и руководители из числа родительской общественности (на добровольной основе); будет открыт консультативный пункт, где все желающие будут получать своевременную квалифицированную помощь специалистов (врачей, психологов, наркологов, юристов); организованы будут раз в четверть встречи за круглым столом; работать будет «Родительская дума» (оказание материальной помощи малообеспеченным детям); школа для молодых родителей (раз в четверть). Кроме этого родители будут проводить различные лектории (профессиональное самоопределение, ценности современной жизни, профилактика наркозависимости); оказывать помощь и принимать участие в организации и проведении различной досуговой деятельности: концертах, КТД, выставках, классных часах, спортивных мероприятиях, осуществлять рейды по квартира, разрабатывать положения, проводить индивидуальные беседы.

Реализация данной программы включает в себя решения основных функций:

1.     Воспитательная – осуществление мероприятий, формирование у учащихся определенных личностных качеств.

2.     Диагностическая – изучение особенностей семьи и направленность влияния микросреды.

3.     Организационно-коммуникативная – способствует включению различных специальных учреждений в социально-педагогическом комплексе, оказывающих различные виды помощи семье, ребенку.

4.     Предупредительно-профилактическая – предусматривает предупреждение негативных явлений, организует оказание социально-терапевтической, социально-бытовой, юридической, медицинской помощи.

5.     Социально-педагогическая – выявляет интересы и потребности семей в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, семейного туризма; привлекает к работе с семьей общественные организации, творческие союзы, специалистов, тренеров, организовать культурно-досуговую деятельность.

6.     Социально-медицинская – способствует подготовке школьников к семейной жизни, способствует овладению основами оказания медицинской помощи, сексуального поведения.

7.     Психологическая – обеспечивает допустимое вмешательство в процесс социализации детей, влияет на воспитанников и родителей, на ситуацию в микросоциуме, групповое общение.

8.     Методическая – включает всю работу по освоению новых методик развития и воспитания.

9.     Социально-педагогическая – выявляет интересы и потребности семей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества), привлекает к работе с семьей специалистов.

10.                        Предупреждение негативных явлений – организует оказание социально-терапевтической, социально-бытовой, юридической, медицинской и другой помощи.

1.Принцип межведомственности. Предполагается интеграция специалистов, знания которых позволят составить объективную, всестороннюю и полную характеристику нравственного, социального и физического здоровья семей и их детей.

2.Принцип личностного подхода. Уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, семьи, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

3.Принцип взаимодействия. Координация всех социальных институтов в оказании всесторонней помощи детям и семье.

4.Принцип гуманистической ориентации. Ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.

5.Принцип социальной адекватности. Предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды.

6.Принцип интеграции и дифференциации. Предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, родителей, определение общих целей педагогов и учащихся, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

7.Принцип культуросообразности. Предполагает формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьей.

 

Критерии эффективности

1.     В дошкольном воспитании – сформированность интереса к личностному развитию ребенка, к воспитательной деятельности.

2.     В начальной школе – сформированность положительных отношений в школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

3.     В среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительные отношения к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

 

Ожидаемые результаты

 Данная программа может быть рассчитана не на один год, т.к. жизнь вносит и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности человека. И тем не менее в процессе внедрения программы в школьную жизнь мы хотим повысить статус нашего образовательного учреждения, воспитывать здоровую зрелую личность, способную к самообразованию и противостоянию от негативного влияния социума. В результате совместной деятельности родителей, педагогов и детей будут складываться новые отношения сотрудничества, уважения и творческого поиска, что будет способствовать повышению уровня образования и воспитания.

Приложение к программе

Для детей уроки-тренинги по профилактике химической зависимости

Начальная школа

Урок 1. «Почки, которые никогда не распускаются». Цель: познакомить детей с внутренними органами человеческого организма. Прививать навыки здорового образа жизни.

Урок 2. «Что вредит моему здоровью». Цель: формирование навыков здорового образа жизни, закрепление элементарных знаний детей анатомии и физиологии своего организма.

Урок 3. «Долго жить – здоровым быть». Цель: дать детям знания укрепления и закаливания собственного организма.

Урок 4. «Чувства и эмоции». Цель: дать представление об эмоциях и чувствах, их многообразии и их проявлениях, способы управления эмоциями.

Урок 5. «Как разрешить конфликт и сохранить друга». Цель: элементарные знания о конфликтах, навыки разрешения конфликтных ситуаций.

Урок 6. «Я – хороший, ты – хороший». Цель: показать детям уникальность каждого ученика, формировать положительное отношение к себе и к другим.

Урок 7. «Новые друзья, интересные занятия». Цель: формирование у детей коммуникативных навыков.

Урок 8. «От чего люди получают удовольствие». Цель: закрепить навыки принятия решения.

Урок 9. «Как сказать нет, сохранить достоинство и хорошие отношения». Цель: совершенствовать коммуникативные умения.

Урок 10. «Лекарства вредные и полезные». Цель: сформировать осторожное отношение к лекарственным препаратам, бережное отношение к здоровью.

Урок 11. «Курение». Цель: дать сведения о вреде пассивного и активного курения, научить делать здоровый выбор.

Среднее звено

Тема 1. Кто я? Самооценка, самоуважение. Цель: поговорить о самооценке и самоуважении.

Тема 2. Мой характер. Цель: учить детей самоанализу.

Тема 3. Я сам. Навыки взаимодействия, сопротивление давлению, отказа; умение настоять на своем, понимать окружающих. Цель: дать навыки отказа.

Тема 4. Конфликты. Как найти выход не применяя насилия и не терять авторитета у сверстников. Цель: способствовать пониманию детьми важности находить выход из конфликтов.

Тема 5. Мужество принимать решения (ролевые игры). Цель: осознание мотивов межличностных отношений.

Тема 6. Последствия курения.

Тема 7. Как может алкоголь или наркотика повлиять на мою жизнь или жизнь моей семьи.

Старшее звено.

Тема 1. Основные понятия, аспекты наркомании как явления.

Тема 2. «Личное» дело – употреблять наркотики.

Тема 3. Всемирный день памяти умерших от СПИДа.

 

Диагностика

 1.     Рисуночные тексты (ДДЧ, КРС, не существующее животное). Цель: изучение личностных особенностей, эмоциональное состояние.

2.     Люшер – эмоциональное состояние.

3.     Акцентуации характера. Цель: выявление направленности склонных к девиантному поведению и употреблению химических препаратов.

4.     Анонимная анкета (по профилактике и выявлению наркотической зависимости).

5.     Мотивационная анкета. Цель: определение учебной мотивации.

6.     Тест «Ценностные ориентации личности», профориентационная анкета. Цель: определение профессиональной направленности выпускников.

7.     Изучение уровня развития интеллекта (ГИТ1, ГИТ2, Равен, Кеттелл (В)).

8.     Диагностика межличностных отношений (Богардус).

  

Работа с родителями

Начальная школа

Темы:

1. Проблема. А существует ли она? (Что нужно знать о табаке и алкоголе ребенку? Что полезно знать родителям?).

2. Информация о наркотиках.

3. Защитим наших детей от беды.

4. Эффективное общение.

5. Правила эффективного общения.

 

Среднее и старшее звено

Темы:

1.     Родительский авторитет и роль в воспитании.

2.     Знаем ли мы своих детей?

3.     Почему дети лгут?

4.     «Кувшин эмоций»

5.     Тревожный ребенок. Как ему помочь?

6.     Профилактика химической зависимости и ВИЧ инфекции.

7.     Возрастные особенности.

8.     Причины школьной неуспеваемости.

9.     Адаптация пятиклассников, возрастные особенности.

10.                       Взаимоотношения родитель-ребенок.

11.                       Конфликт ученик-учитель.

12.                       Общеклассные консультирования по результатам диагностики.

13.                       Пойми меня.

14.                       Почему дети становятся трудными.

  

Темы лекций, семинаров для учителей:

Цель: дать понятие о психологических особенностях учащихся, рассмотреть стратегии и тактики общения с учащимися.

1.     «Шестилетний ребенок в школе».(начальная школа)

2.     «Психофизиологические особенности леворуких детей. Леворукий ребенок в   школе». (начальная школа)

3.     «Причины школьной неуспеваемости».

4.     «Почему дети становятся трудными?»

5.     «Дети с невротическими реакциями или что такое школьный невроз».

6.     6.«Взаимоотношение учителя с учащимися».

7.     «Легко ли быть учеником?» (беседа о модальностях)

8.     Беседа по профилактике ВИЧ-инфекции.

9.     Беседа по профилактике химической зависимости.

10.           «Индивидуальные особенности подростков».

11.           «Техники слушания: активное, пассивное, эмпатическое слушание».

12.           «Кризисные периоды развития личности школьника и психотерапевтические функции педагога»

13.           «Детские, подростковые и юношеские стрессы мальчиков»

Психолого-педагогический тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками»

Целью тренинга является:

·        осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при восприятии различных людей;

·        научиться поддерживать подростков с разными типами характера, разными проблемами и разными стилями поведения;

·        развить у себя умение  эффективно слушать, создавая у подростков ощущение, что их понимают и принимают;

·        видеть и понимать психологические особенности подростков, учитывать эти особенности в общении с ними.

Психолого-педагогический тренинг по преемственности для педагогов третьих и будущих пятых классов.

Целью тренинга является развитие навыков взаимопонимания и взаимодействия между учителями, для создания согласованных действий педагогов начального и среднего звеньев при переходе учащихся в среднюю школу.

 

Консилиумы с учителями:

1.          Предупреждение психофизиологических перегрузок у учащихся 1-х классов. Определение форм и сроков коррекционно-развивающей работы.

2.          Изучение социальной ситуации развития учащихся, развития их интеллекта, личностных особенностей, эмоционального состояния 1,3,7,9,11–х классов.

3.          Психолого-педагогический консилиум по формированию адаптационно развивающей среды в параллели 5-х классов (перспективное планирование мероприятий).

4.          Психолого-педагогический консилиум по проблемам группового взаимодействия в классах и школьной тревожности (анализ  проведенной работы и ситуации на текущий момент; разработка стратегии дальнейшего сопровождения учащихся).

5.          Психолого-педагогический консилиум по переводу учащихся в среднюю школу.

 

 

 

Направления программы «Здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Профилактика нарушения зрения

 

2.

Психолого-педагогическая помощь детям

 

3.

Профилактика нарушений осанки

 

4.

Общеоздоро-вительные мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Офтальмотренаж

 

 

Индивидуальный подход

 

Физкультурно-оздоровительная работа

 

 

Уроки физкультуры, ритмики, спортивные секции, соревнования, дни здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормализация учебной нагрузки и режима дня

 

Соблюдение гигиенических нормативов, школьной мебели, санитарно - гигиенического режима

 

 

назад


Домашняя Новости школы | Наши учителя | Профильное обучение | Ученикам и родителям Направления работы Контакты | Наши традиции | Методическая копилка Поисковая работа

Сайт управляется системой uCoz